Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Опубликовано 07.11.2015

Ширшов Владимир Дмитриевич

В статье раскрываются проблемы психических состояний личности в чрезвычайных ситуациях. В этих ситуациях психические состояния негативно воздействуют на эффективность деятельности и поведение человека. Необходима профилактика и специальная подготовка людей по преодолению негативных психических состояний.

УДК 159.944.4

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Ширшов Владимир Дмитриевич

доктор педагогических наук,

профессор кафедры БЖ УрГПУ

г. Екатеринбург

 

В статье раскрываются проблемы психических состояний личности в чрезвычайных ситуациях. В этих ситуациях психические состояния негативно воздействуют на эффективность деятельности и поведение человека. Необходима профилактика и специальная подготовка людей по преодолению негативных психических состояний.

Чрезвычайная ситуация, психические состояния, переживания, готовность, профилактика, преодоление.

 

THE PSYCHOLOGICAL STATE OF THE PERSON
IN EMERGENCY SITUATIONS

Shirshov, V.D.,

doctor of pedagogical Sciences,

Professor of the Department of safety,

Ural state pedagogical University,
 Ekaterinburg

 

Тhe article describes the problems of the mental States of a person in an emergency. In these situations, the mental state negatively affect the performance and behavior of a person. Necessary prevention and training people to overcome negative mental States.

Еmergency, mental status, experience, preparedness, prevention, overcoming.

Теория психических состояний далека от завершенности, многие аспекты психических состояний в условиях чрезвычайных ситуаций  исследованы недостаточно [3, с.6-7].

В общем виде чрезвычайная ситуация представляет собой совокупность обстоятельств и условий, оказывающих негативное  физическое и психологическое воздействие на человека. Чрезвычайная ситуация  возникает в течение короткого периода времени в  опасных условиях для человека, преодоление которой требует высокого уровня физической, психической, моральной подготовки личности.

Комплекс психологических состояний, ха­рактеризует весь психический мир человека и является содержанием готовности человека к деятельности в чрезвычайных и повседневных ситуациях. Психологическое явление «состояние» многообразно и зависит от предметов и обстоятельств деятельности, так как человек их эмоционально переживает. 

Психическое состояние «готовность» – только часть обще­го состояния человека и является следствием влияния обстановки, а также степени опыта деятельности, приобретенного человеком в чрезвычайных ситуациях или в ходе практической подготовки к ним. От психи­ческого состояния зависит характер восприятия внешних воздействий, протекание психических процессов и пpaктических действий и поступков. Поэтому эффективность деятельности человека в повседневных и чрезвычайных ситуациях является производной от его психических состояний, которые представляют собой сложную систему переживаний. Психические состояния имеют рефлекторную природу. Они могут повышать или понижать активность психической деятельности. Кроме того, психические состояния проявляются внешне: в изменении дыхания и кровообращения, в мимике и пантомиме, в движениях, походке, жестах, а также в интонационных особенностях речи и т.д.

Психические состояния различаются по содержанию, направленности, а также по силе, длительности, глубине, скорости возникновения и действия на человека. Они находятся в постоянной динамике, имеют определенное начало, течение и конец. Как правило, психологические состояния при чрезвычайных ситуациях характеризуются отрицательным влиянием на поведение человека. Одной из основных причин отрицательного проявления воздействия опасности на человека является неподготовленность к действиям в непредвиденных или чрезвычайных ситуациях.

Среди психических состояний, отрицательно действующих на человека, можно назвать следующие: конфликт, тревога, испуг, боязнь, страх, ужас, риск,  депрессия, паника, аффект, стресс, фрустрация  и т.д. В научных исследованиях к  негативным психическим состояниям  при чрезвычайных ситуациях также относят невротические и патохарактерологические, аффективно-шоковые реакции, аддиктивное поведение и т.д. [см. 2, 4].

Для преодоления отрицательных психических состояний необходим профилактический подход, который  предполагает создание системы мер, направленных на выявление и устранение причин, вызывающих опасное поведение.[1, с.195-209].

Профилактика в преодолении негативных психических состояний достигается:

- заблаговременной морально-психологической подготовкой, в результате которой накапливается опыт волевого поведения в чрезвычайных ситуациях и формируется эмоционально-волевая устойчивость, обостряется нравственность и патриотизм людей;

- предварительным ознакомлением людей с характером выполнения предстоящих задач;

- доведением сведений о возможных трудностях, так как накануне действий в чрезвычайной ситуации люди переживают состояние тревожного ожидания (подъем, апатия, неуверенность, боязнь, тревога за свою жизнь и т.д.) При этом нельзя допускать элементы запугивания возможными негативными результатами;

- ознакомлением с имеющимся опытом эмоционально-волевого поведений в подобных чрезвычайных ситуациях;

- отработкой до уровня навыка основных компонентов предстоящей деятельности. Прочные навыки развиваются при тренировках в сложных и меняющихся условиях. Для эффективности тренингов необходимо вводить сложные ситуации в компоненты деятельности (операции, приемы, средства, действия); формировать у участников терпение при выполнении сложных действий; требовать работать с полной отдачей сил и средств; тренировать у себя подавление отрицательных эмоций;

- уверенным и спокойным поведением руководителей и учителей. Таким поведением формируется состояние собранности, бдительности, решительности, делового возбуждения, сплоченности групп будущих участников чрезвычайных ситуаций;

- обеспечением занятости людей обычной деятельностью перед включением в чрезвычайную ситуацию, так как занятость отвлекает от негативных переживаний;

- дозировкой легкими физическими нагрузками, чтобы не вызвать утомление и перенапряжения. Эти же физические занятия помогут преодолеть состояние ригидности (rigidus – лат. негибкость, оцепенение) – замедление работы психики, которое может понизить активность при наступлении чрезвычайной ситуации;

- обеспечением бесперебойной связи с другими организациями (МЧС, МВД, ФСБ, местными государственными, общественными и коммерческими организациями) и с группами будущих участников чрезвычайных ситуаций, которые могут находиться в других помещениях и на постах;

- пресечением слухов и неорганизованных действий. Это формирует высокую степень помехоустойчивости к неблагоприятным внешним условиям и внутренним переживаниям людей, так как включаются «внутренние тормоза» в несонкционируемом поведении;

- учетом, что после выполнения действий в чрезвычайной ситуации у людей может возникнуть глубокое удовлетворение результатами, возникает высокий уровень морального духа и формируется готовность к новым чрезвычайным ситуациям. Однако иногда после выполнения задач у людей может возникнуть самоуспокоенность,  при этом наблюдается потеря бдительности, появляется усталость, апатия и эйфория (чрезмерная радость победы). Эти явления требуют внимания и коррекции поведения и психических состояний у людей;

- подведением итогов действий в чрезвычайной ситуации. В случае неудач необходимо вскрыть их причины, довести эти факты до участников и других лиц, по-новому организовать подготовку, включить людей в обыденную работу.

Таким образом, профилактика и преодоление негативных психических состояний формирует уверенность в четком выполнении задач при чрезвычайных ситуациях. Нам необходимо продолжать изучать и обобщать опыт (в том числе и зарубежный) психологического информационного, морального и физического  воздействия на население в период различных чрезвычайных ситуациях и путей профилактики и преодоления различных отрицательных последствий.

 

Литература

  1. Осипова И. С. Возможности педагогического мониторинга в профилактике девиантного поведения подростков / И.С. Осипова // Культура безопасности: проблемы и перспективы. Материалы первой международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: Издание УрГПУ, 2006. – С. 119-124.
  2. Психические состояния военнослужащих // Военная психология. Под ред. В.В. Шеляга. – Военное издательство, М.: 1972. – С .195-209.
  3. Репин  Ю. В., Ширшов, В. Д., Гафнер, В. В. Образовательная концепция предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» / Репин, Ю.В. и др. // УрГПУ, Екатеринбург, 2014. – 26 с.
  4. Ширшов, В. Д. Понятие риска в культуре безопасности военнослужащих / В.Д. Ширшов // Культура безопасности: проблемы и перспективы. Материалы третьей международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд. УрГПУ. – 2010. – с.144-148.

 


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. 

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте