Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, ноябрь 2019г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

 ноябрь 2019 г.

Скачать инфописьмо 

ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Опубликовано 07.11.2015

Осыкина  Ирина Аркадьевна

Теоретические основы проблемы виктимности. Возрастные особенности подростков и виктимизация.  Социально-педагогические  и психологические аспекты профилактики виктимного поведения.

УДК 37.02.+371.07

 

ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Осыкина  Ирина Аркадьевна

преподаватель истории

ОГАОУ СПО «Старооскольский индустриальный техникум»,

Белгородская обл., Россия

 

Теоретические основы проблемы виктимности. Возрастные особенности подростков и виктимизация.  Социально-педагогические  и психологические аспекты профилактики виктимного поведения.

Виктимность; виктимология; виктимогенные факторы; профилактика виктимности.

 

PREVENTION OF VICTIMIZATION OF TEENAGERS AS A SOCIO- PEDAGOGICAL PROBLEM

 

Irina Osykina

Teacher of History

of  RSAEI SPE «Stary Oskol Industrial College»,

Belgorod region, Russia

 

The theoretical basis of the problem of victimization. Age characteristics of adolescents and victimization. Socio-pedagogical and psychological aspects of prevention of victim behavior.

Viktimhood; viktimology; victimogenic factors; prevention of victimhood

 

Ученые, педагоги, практические психологи, работники социально-педагогических и внешкольных учреждений всегда уделяли большое внимание поведению педагогически- и социально запущенных детей. Но подавляющее большинство научных работников акцентируют внимание на социальных факторах трудного детства, в то время как виктимологический и психологический аспекты остаются  малоисследованными.

Сегодня виктимность и виктимное поведение лица является предметом  изучения социальных психологов  Мудрика А.В., Хартмана С., Туляков В.А., Эминов В.Е., Еникеева М.И).  В русле виктимологических исследований изучаются по большей части личность и поведение жертв преступлений (П.С. Дагель, Д.В. Ривман, Б. Станков, Л.В. Франк, Г. Шнайдер и др.), роль жертвы в генезисе преступления, ее межличностных связей и отношений с преступником (Г. Гепингер, Г. Кленфелер, В.С.Минская, К.Хигути, Б.Холыст, В.Е. Христенко, Г. Шульц и др.). В работах М.А. Галагузовой  рассматривается специфика работы с подростками, склонными к девиантному поведению.  В.И. Загвязинский, А.В Мудрик, Ф.А. Мустаева, М.В. Шакурова исследуют ключевые понятия виктимологии и специфику социально-педагогической виктимологии. Актуальные вопросы профилактики нашли отражение в работах М.А. Галагузовой, С.А. Беличевой, А.В Мудрика.

Виктимное поведение представляет собой совокупность приобретенных человеком физических, психических и социальных черт и признаков, повышающих вероятность превращения его в жертву преступления или деструктивных действий. А.В. Мудрик привел определение понятию виктимности: «Виктимность – субъективная предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств» и указал, что «повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психофизическими качествами, но и их социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье» [4, с.23]. Люди, рискующие оказаться в положении жертвы,  демонстрируют разные виды виктимного поведения: агрессивным поведением вызывающе провоцируют преступника; пассивно подчиняются насилию; проявляют невнимательность или  абсолютное непонимание хитростей преступника [6, с.88]. Главный признак виктимного поведения – это осуществление определенных действий или бездействий, которые способствуют тому, что человек или ребенок оказывается в роли потерпевшего (жертвы).

Самый уязвимый возраст, когда дети попадают в различные трудные жизненные ситуации – подростковый. Это тот возраст, когда при отсутствии значительного жизненного опыта подросток должен решать самые различные задачи: освобождение от опеки взрослых, взаимоотношения с лицами другого пола, сверстниками, к определённому времени возникает проблема выбора профессии. Именно в этот период наиболее активно формируется личность.

Важнейшим аспектом повышенной виктимности подростков является негативное воздействие взрослых на их психику, телевидения, групп сверстников, формирующих у них антиобщественную установку личности. Результаты такого негативного воздействия нередко приводят подростка к совершению асоциальных поступков, а также могут поставить его в положение жертвы.

Психофизические особенности детского и подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы. В связи с этим у подростков возникает множество проблем, с которыми самостоятельно справиться «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут [5, с.96].

Установлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в вопросах причин и условий совершения преступлений, пренебрегающие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, неосторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные и др.

 Фактором виктимизации человека любого возраста, может стать семья. Склонность к асоциальному образу жизни, противоправному или саморазрушительному поведению может передаваться по наследств. На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой неблагоприятных условий социализации, зависит от личностных характеристик, которые могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таковым характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меру гибкости человека, развитость у него рефлексии,  саморегуляции, его ценностные ориентации и т.д. [6, с.55] Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточное умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. Все это в подростковом возрасте повышает риск стать жертвой неблагоприятных условий социализации. Для того чтобы приостановить рост жертв неблагоприятных условий социализации необходима виктимологическая профилактика населения, в особенности подростков [1, с.49]. 

Виктимологическая профилактика – это система взаимосвязанных, организационно обеспеченных государственных, общественных и индивидуальных мероприятий, направленных на выявление и устранение или нейтрализацию факторов, которые формируют возможность стать жертвой преступления.

Первичная профилактика заключается в комплексном воздействии на все факторы виктимности и виктимного поведения потерпевших, которые проявляются в ходе взаимодействия с агрессором и способствуют совершению преступлений [3, с.37].

Социально-педагогический аспект включает широкий круг мер, направленных на обеспечение нормального и гармоничного развития молодёжи, создание безопасной и благоприятной микросоциальной среды. Сюда относится санация деструктивных семей, профилактика психических заболеваний, алкоголизма и наркоманий у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних для исключения возможности совершения ими противоправных действий в отношении детей и подростков, жестокого обращения с ними. Важное значение имеет правильное и своевременное полоролевое воспитание детей, формирование у них знаний в области взаимоотношений полов и морально-нравственных принципов, об общественно приемлемых формах и безопасных стереотипах поведения в различных ситуациях [2, с.91].

Безусловно, большую роль играет просветительская работа среди населения, направленная на популяризацию информации о наиболее распространенных преступлениях, связанных с посягательством на жизнь и достоинство граждан, обстоятельствах возникновения криминальных ситуаций, эффективных способах выхода из них, особенностях поведения преступников и т.д. Должны проводиться разъяснительные беседы и психологические тренинги, направленные на обучение способам предупреждения противоправных действий и выработку стратегий поведения в угрожающих жизни ситуациях. К мерам профилактики преступлений следует отнести и мероприятия, влияющие на изменение безнравственного или даже асоциального образа жизни некоторых молодежных и подростковых групп, вплоть до привлечения к административной и уголовной ответственности их лидеров за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т.д. Следует больше внимания уделять организации детских и подростковых клубов для проведения безопасного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей подрастающего поколения.

Медико-психологический аспект предусматривает предупреждение, своевременное выявление и лечение психических расстройств как у взрослых, так и у детей и подростков: ранняя диагностика и коррекция психологических девиаций, нарушений психического и психосексуального развития, психопатоподобных расстройств и девиантного поведения, которые могут иметь виктимное значение.

Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психологической помощи жертвам насилия с целью купирования имеющихся у них психических расстройств, возникших в результате преступлений, предупреждения суицидальных тенденций и вторичной виктимизации, которая особенно часто наблюдается в среде детей и подростков, где существует миф о «доступности» жертв и они нередко становятся ими повторно. В таких случаях важное значение приобретает оказание юридической помощи потерпевшим, которую они могут получить как в правоохранительных органах, так и в центрах для лиц, потерпевших от жестокости и насилия, где оказывается медико-психологическая помощь [4, с.23]. В указанной выше системе профилактических мер основной акцент должен быть смещен на психокоррекционную работу, так как именно индивидуально-личностные качества школьников лежат в основе их виктимного поведения.

Таким образом, система виктимологической профилактики должна представлять собой организованную на социально-педагогических принципах целенаправленную деятельность специалистов различных профессий, направленную на выявление и устранение виктимогенных факторов и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию подростка как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида, либо конкретных обстоятельств.

 

 

Литература

1.Кузнецова Л. Э. Психологические особенности проявления виктимного поведения усовременной молодежи [Текст] / Л. Э. Кузнецова, А. Н. Ерошенко // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.

3. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой,Л. В. Мардахаева. М.: Академия, 2007.

4. Мудрик А. В.  Виктимология – М.: Магистр, 2002.

5. Мудрик А. В.  Социальная педагогика. М.: Академия, 2013.

6. Ривман. Д. В. Криминальная виктимология. – Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002.

 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. style='mso-list:Ignore'>4.    Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И. А.Фатеева. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. – С. 213-146.

 

  1. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности / А. В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – С. 10-11.

 

 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте