Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

Прикладные аспекты формирования культуры безопасности

Опубликовано 07.11.2015

Полюшкевич Александр Владимирович

Проблемы прикладных аспектов формирования культуры безопасности молодежи. Культура безопасности рассматривается через знания, эмоциональные оценки и реальные поступки молодых людей. Показывается уровень несоответствия знаний и реальных действий в обеспечении культуры безопасности на личном, общественном и природном уровнях. 

УДК 614.8.084

 

Прикладные аспекты формирования культуры безопасности

 

Полюшкевич Александр Владимирович

преподаватель Ангарского промышленно-экономического техникума,

г. Ангарск, Россия

 

Проблемы прикладных аспектов формирования культуры безопасности молодежи. Культура безопасности рассматривается через знания, эмоциональные оценки и реальные поступки молодых людей. Показывается уровень несоответствия знаний и реальных действий в обеспечении культуры безопасности на личном, общественном и природном уровнях.

Культура безопасности; личный, социальный, природный уровень безопасности; знания, эмоции и действия в области культуры безопасности

 

APPLIED ASPECTS OF SAFETY CULTURE

 

Polyushkevich Alexander

teacher Angarsk Industrial and Economic College,

Angarsk, Russia

 

Problems of applied aspects of a culture of safety of young people. Safety culture is seen through knowledge, emotional evaluation and real behavior of young people. Shows the level of decoupling of knowledge and real action to ensure the safety culture at the personal, social and natural levels.

Safety culture; personal, social, natural level of security; knowledge, emotions and actions in the field of safety culture

 

Современный мир полон опасности: начиная от природных катастроф, заканчивая техногенными катаклизмами.  Негативные последствия различного рода аварий, стихийных бедствий и просто безответственного поведения отдельных людей и организаций изменяют лицо мира в негативную сторону. В связи с этим возрастает потребность формирования культуры поведения.

К сожалению, курсы «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности» и другие, преподаваемые в школах, техникумах и вузах не нацелены в достаточной мере на культуру безопасности. Данному аспекту уделяется внимание отдельными педагогами из-за понимания важности данного аспекта в общекультурном образовании подрастающего поколения.

Культура безопасности строиться не только на техническом, инструментальном знании безопасности, но и на педагогическом, воспитательном механизме внедрения принципов безопасности жизни в сознание молодого человека. Стоит признать, что в отечественной науке есть несколько направлений, раскрывающих последний механизм: концепция воспитания безопасности жизнедеятельности Э.Г. Антюхина, М.Б. Суллы; концепция многоуровневой педагогической системы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма, разработанная Л.H. Гориной; концепция курса ОБЖ для 12-летнего общего среднего образования, разработанная Б. Мишиным, В. Сапроновым, А. Смирновым; теоретическая модель процесса воспитания культуры безопасности школьников В.Н. Мошкина и т. д.

Но при этом, не достаточно раскрывается педагогический аспект внедрения культуры безопасности в жизни молодежи. Сама по себе безопасность входит в базовый уровень структуры человеческих потребностей. Причем это может иметь глобальный аспект – безопасности выживания культуры или цивилизации, либо локальный – безопасности выживания человека или группы людей [1]. Безопасность – это условие выживания общества, государства, человечества в целом.

Основная проблема формирования культуры безопасности заключается в отсутствии единого комплекса культуры безопасности личности и общества, включающего знания, эмоции и чувства и реальные действия. Зачастую, недостаточность знания (когнитивный уровень), эмоционального вовлечения (аффективный уровень) и непосредственной деятельности (деятельностный уровень) обеспечивающей безопасность личности, группы, общества приводит к стагнации и нивелированию ценностей безопасности жизнедеятельности и общему отсутствию культуры безопасности.

 

 

Отсутствие комплекса культуры безопасности было подтверждено в исследовании, проведенном в Ангарском промышленно-экономическом техникуме в 2014 году. В исследовании приняло участие 218 человек, из них 136 девушки и 82 юноши, в возрасте от 16 до 20 лет.

Задача исследования была в том, чтобы выявит уровень знаний, эмоциональных оценок и реальных действий в формировании культуры безопасности студентов техникума. Для этого мы попросили респондентов ответить на ряд вопросов, что знают, причины и последствия нарушения безопасности в трех ключевых сферах (личной, общественной и природной), как оценивают (эмоции и чувства) и как поступают в реальной жизни или думают, что поступят если столкнуться с нарушением безопасности жизни. Для анализа полученных данных мы применили транссимволический анализ. По каждому из вопросов было выделено около 60 единиц анализа, последние были сведены в несколько переменных или категорий анализа. В таблице 1 представлены полученные результаты.

Как видно из таблицы, знания о вреде для жизни человека и общества в целом у молодежи есть, но возникающие эмоции и чувства, при нарушениях культуры безопасности, либо недостаточно сильны, либо свидетельствуют об аморфности и не желании лично вовлекаться в решение вопроса, не желании проявлять активную гражданскую позицию, желании найти виноватого. И это проблема уже не только безопасности жизнедеятельности, а проблема активности личности в жизненных ориентациях и готовности участвовать в изменении мира лично. Это государственная проблема, вызванная отсутствием идеологии, отсутствием личной ответственности не только за свое будущее, но и будущее всей страны. И как результат, это приводит к фактически полному отсутствию действий и даже желаний действовать в ситуации нарушающей культуру безопасности. Итогом этого становиться почти тотальное не соблюдение культуры безопасности как в личном, так и социальном и природном пространстве.

На наш взгляд, основная задача государства и правительства в частности – активизировать участие молодого поколения в безопасном будущем нашей страны. Иначе, мы потеряем ресурс целых поколений, не сумея воспитать в них личную ответственность за безопасность жизни на Земле, начиная от личной безопасности, заканчивая общественной и природной.

 

Литература

1. Теория безопасности социальных систем: учебное пособие / под ред. В.Ф. Жмеренецкого. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2010. - 182 с.

2. Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности // Безопасность жизнедеятельности. 2013. № 9. C 8-13.

3. Ширшов В.Д., Ширшов С.В. Культура безопасности в социальной сфере // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2011. №1. С. 45-48.

 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. 

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте