Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, ноябрь 2019г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

 ноябрь 2019 г.

Скачать инфописьмо 

                   Совместно с онлайн-школой «Фоксфорд» с сентября мы запускаем

курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Бесплатное вводное занятие курса «Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» «Образование в области безопасности человека: эволюция от каменного до ядерного века»

состоится 15 августа в 14:00 (МСК)

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 

Запись и подробности о бесплатном открытом занятии по ОБЖ https://foxford.ru/events/1471 

ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ БЖ

Опубликовано 05.11.2015

Васина О.Н.

Пономарёва О.Н.

 

В статье дано обоснование введения в образовательный процесс высшей школы проектной деятельности как части профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности.

The article gives a rationale for the educational process in the Graduate School of project activities, as part of training in the field of life safety. 

УДК 37.02+371.3

 

ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Васина Ольга Николаевна

к.п.н., доцент кафедры «Биология, методика преподавания

 биологии и безопасности жизнедеятельности»

Пензенский государственный университет,

г. Пенза, Россия

Пономарёва Ольга Николаевна

д.п.н., профессор Института регионального развития

Пензенской области

г. Пенза, Россия

 

В статье дано обоснование введения в образовательный процесс высшей школы проектной деятельности как части профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности.

Проектная деятельность, безопасность жизнедеятельности, профессиональная подготовка.

 

THE POTENTIAL OF PROJECT ACTIVITIES IN PROFESSIONAL TRAINING STUDENTS IN EDUCATIONAL AREA «SAFETY OF LIFE»

Vasinа Olga

Penza, Penza State University

Penza, Russian Federation

Ponomariova Olga

Penza, Institute of Regional Development of the Penza region

Penza, Russian Federation

 

The article gives a rationale for the educational process in the Graduate School of project activities, as part of training in the field of life safety.

Project activities; safety of life; professional training

 

Очередной переход в российском высшем профессиональном педагогическом образовании на федеральные стандарты нового поколения «отменил» квалификацию «учитель», на смену пришёл выпускник-бакалавр (магистр) по профилю «Педагогическое образование». Значительное уменьшение аудиторных часов, не подкреплённое умением обучающихся к самостоятельной деятельности, что потребовало от преподавателей поиска новых подходов к организации образовательного процесса.

ФГОС высшего профессионального образования определил тренды преподавания при подготовке студентов:

– взаимодействие научной, обучающей и практической деятельности;

– междисциплинарная интеграция и использование коммуникативно-информационных систем;

– активизация интерактивного подхода и др.

При этом, если принять во внимание, что проектный менеджмент (инновационная модель управления, апробируемая в ряде регионов России, в том числе и в Пензенской области) – реальное будущее для выпускников ВУЗов, то система подготовки студентов обязательно должна включать этот формат профессиональной подготовки.

Проектная деятельность студентов обычно понимается как форма учебно-познавательной, творческой, исследовательской и др. видов деятельности, которая заключается в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию проектов, при этом должна быть обеспечена преемственность и единство всех сторон процесса обучения, что является средством развития личности субъекта образования [3, 5].

Метод проектов (как метод проблем) ориентирован на идеи гуманистического направления в образовании, возник в начале двадцатого века в США (Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик), в настоящее время вновь достаточно актуален. В научной литературе проблема проектной деятельности и метода проектов рассмотрена со стороны педагогических закономерностей (Андрианов П.Н., Павлова М.Б., Ретивых М.В. и др.) и методических особенностей (Н.Л. Бронников, Г.И. Кругликов, И.И Колесниченко, П.С. Самородский, З.В. Литова, М.В. Хохлова, Г.В. Пичугина, и др.) [2].

Востребованность проектной деятельности на уровне высшей школы приобретает сегодня особую ценность. Педагогический потенциал проектной деятельности позволяет активно использовать метод проектов в работе со студентами в процессе профессиональной подготовки.

В основе проектной деятельности – предоставление студентам возможности использовать интегрированные знания из различных предметных областей возможности самостоятельного приобретения новых знаний и умений. Данный подход нацелен на повышение интереса студентов к проблемам, решение которых ориентировано на владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобрётенных знаний. Поэтому проектная деятельность позволяет объединить теоретические знания с практическим опытом их применения. Проектная работа может включать в себя элементы доклада-презентации, реферата, научно-исследовательской работы, но только как способов достижения результатов проекта.

Литературные данные и многолетний собственный опыт свидетельствуют в пользу целесообразности использования проектной деятельности при овладении умениями и навыками ЗОЖ и основами медицинских знаний; овладении умениями эколого-аналитического контроля за качеством окружающей среды и умениями, нацеленными на ее сохранение (санитарно-гигиенический аспект); овладении навыками самообороны, самозащиты, защиты от опасностей природного, техногенного, социального характера.

Важнейшие функции обучения ОБЖ – мировоззренческая, системная, регулирующая, развивающая, социальная [5, 7]. Считаем, что проектная деятельность позволяет реализовать данные функции, поскольку студенты овладевают не только конкретно-предметным содержанием учебного предмета, но усваивают и тот его пласт, который выступает как его «надпредметная» часть [5, 6].

Студенческие проекты в области БЖ направлены на решение вопросов личной, региональной, государственной безопасности: содержат оригинальные и инновационные приёмы решения проблем безопасности. Тематика проектов: «Современные энергосберегающие технологии», «Безопасный город – безопасная Планета», «Инновационные технологии повышения эффективности безопасности на производстве и в жизни», «Информационные технологии в сфере ЗОЖ», «Телекоммуникации для безопасной жизнедеятельности», «Быть здоровым – здóрово», «Спорт – это модно» и т.д.

Выполняемые проекты ориентированы на дополнительное использование таких междисциплинарных компонентов, как основы медицины, естественнонаучные знания, психология, военная наука, социология, и др., что подтверждает высокий мировоззренческий потенциал проектов. При этом создание педагогической системы управления проектной деятельностью учащихся способствует реализации регулирующей функции обучения БЖ.

Развивающая функция заложена в отборе содержания проектов, включающих необходимый объем теоретических знаний, связанных с безопасностью и способствующих формированию социального и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, освоению способов распознавания и оценки опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания человека.

Социальная функция обусловливает социальную значимость обучения БЖ, обеспечивает процесс социализации личности, позволяет рассматривать студента как товарища и коллегу в образовательном процессе.

Особую значимость имеет проектная деятельность в профессиональной подготовке студентов педагогического направления в области БЖ:

а) позволяет глубже усвоить теоретические основы педагогического образования и получить практические навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области безопасности жизнедеятельности, и в дальнейшем активно использовать сформированные компетенции в общеобразовательной школе;

б) способствует овладению умениями поиска и анализа материалов для реализации проектной деятельности в области безопасности жизнедеятельности;

в) помогает приобрести навыки творческой, коллективной и организаторской работы в педагогической деятельности, например:

- организация работы по переработке вторсырья (студентам необходимо организовать сбор макулатуры, пластиковых бутылок, металлолома, энергосберегающих лампочек и пр.);

- создание комплекса тренировочных наборов для безопасной жизнедеятельности на пришкольной или дворовой площадке (студентам необходимо собрать команду единомышленников и воплотить свой проект в жизнь);

г) формирует умения представить проектный продукт в выступлениях на семинарских и практических занятиях, студенческих конференциях различного уровня и статуса, работе со школьниками, во время педагогической практики [1]. Это могут быть видеоролики или подробные проиллюстрированные памятки по защите, самозащите, технике безопасности и т.д., например: «Я вас научу…», «Необыкновенно обыкновенные средства защиты…», «Уникальная безопасность…», «Жить безопасно – интересно…»; сайты или Интернет-страницы, проекты групп в социальных сетях, ориентированных на безопасную жизнедеятельность.

Освоение программы высшего профессионального образования, подкреплённое проектной деятельностью, позволяет выпускнику уже во время обучения в ВУЗе приобщиться к реалиям профессиональной деятельности, «войти» в профессиональное пространство, проверить собственный «статус соответствия» на востребованность работодателем.

 

Литература

1. Авдеева Н. В. Организация научно-исследовательской деятельности магистров педагогического образования как часть профессиональной подготовки в области безопасности жизнедеятельности / Н. В. Авдеева // Молодой ученый. – 2013. – №7. – С. 378-380.

2. Куприянов Б.В. Проектирование пространства и пространство проектирования // Альманах «Продуктивное образование»: от школьного проекта к профессиональной карьере: материалы международной конференции / Под ред. Е. А. Александровой. – М.: Экшэн, 2007. – Вып. 10. – Ч. 1.

3. Неделяева А.В. Проектная деятельность в формировании эколого-педагогической компетенции при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности». «Инновации в науке»: сборник статей по материалам XХII международной заочной научно-практической конференции; Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. – 192 с.

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.

5. Пономарёва О.Н., Васина О.Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. – № 28. Ч.3.

6. Пономарёва О.Н., Васина О.Н. Этнопедагогическое наполнение обучения основам безопасности жизнедеятельности в средней школе // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. – № 24. Ч.3.

 


Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте