Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Опубликовано 07.11.2015

Стадниченко Вячеслав Леонидович

Богомол Екатерина Михайловна

Необходимость формирования у студентов культуры безопасности. Психолого-педагогические принципы воспитательной работы со студентами в техникуме в данном направлении.

УДК 371.486

 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ

 

Стадниченко Вячеслав Леонидович

мастер производственного обучения

Богомол Екатерина Михайловна

методист

 ОГАОУ СПО «Старооскольский индустриальный техникум»

Белгородской области, Россия

 

Необходимость формирования у студентов культуры безопасности. Психолого-педагогические принципы воспитательной работы со студентами в техникуме в данном направлении.

Психолого-педагогические принципы; педагог; культура безопасности; воспитательная работа.

 

WIDE SPREADING   SAFETY CULTURE AMONG STUDENTS

 

Vyacheslav Stadnichenko

Master of industrial training

 

Ekaterina Bogomol

Methodist

of RSAEI SPE «Stary Oskol Industrial College»,

Belgorod region, Russia

 

The necessity to development the culture of safety behavior among the students. Psychological-pedagogical principles of educational work in this direction.

Psychological-pedagogical principles; teacher; culture of safety behavior; educational work.

 

Воспитание представляет собой деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, формирования активной жизненной позиции. Современный этап развития российского общества предъявляет особые требования к воспитанию человека, как высшей общественной ценности, как главной производительной и преобразующей силы. Жизнедеятельность человека направленная на преобразование природы и создание комфортной среды обитания, к концу ХХ века привела к ряду неожиданных последствий. Побочные эффекты научно-технического прогресса и социального развития создали серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей.

Возникли опасности  для человека от собственной жизнедеятельности, от потери духовно-нравственных основ человеческого общества. Отсутствие стремления человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях стало недопустимым. Стала очевидной необходимость подготовки граждан к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в постоянно возникающих новых опасных и чрезвычайных ситуациях; подспудно обозначилась необходимость пересмотра ориентиров и самого характера жизнедеятельности.

Особое значение, в воспитании культуры безопасности студентов, имеет  готовность специалистов образования осуществить требования, заложенные в Концепции национальной безопасности, законах РФ «О безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др. нормативных актах, предусматривающих подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в социуме, прежде всего, к адекватным действиям в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях социального происхождения. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования зафиксировал гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Из принципа, признающего приоритетность жизни и здоровья человека, вытекает требование к деятельности педагога: он должен быть готов к сохранению жизни и здоровья обучающихся.

О необходимости формирования студентов культуры безопасности жизнедеятельности говорит само понятие безопасности. Безопасность определяется как отсутствие опасности. Поэтому, для определения понятия «безопасность» необходимо выяснить содержание понятия «опасность» и свойства опасности как объективного явления. Понятие «опасность» используется для характеристики способности процесса жизнедеятельности наносить вред. Опасность – негативное свойство материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

В России осуществляется подготовка обучающихся в области безопасности жизнедеятельности, школьники и студенты изучают курс ОБЖ и  курс БЖД.

Одной из задач воспитания культуры безопасности является подготовка студентов к самообразованию в области безопасности и самосовершенствованию готовности к безопасности жизнедеятельности. Реализации этой цели косвенно способствует развитие опыта самообразования и самовоспитания студентов в процессе воспитания и социализации. Изучение деятельности студентов в преподавании курса основ безопасности жизнедеятельности показало низкую эффективность учения, обусловленную его несоответствием характеру усваиваемых знаний и умений безопасной жизнедеятельности. Аналогичным образом изучение опыта самообразования, самосовершенствования студентов в области безопасности жизнедеятельности показало, что студенты не учитывают содержания и логики этого процесса: необходимость специальной психологической подготовки к опасным ситуациям, взаимосвязь теоретической и практической подготовки к опасности и т.д.

Поскольку все виды деятельности человека потенциально опасны, присвоение любого компонента культуры личности в качестве одного из аспектов включает подготовку студентов к обеспечению безопасности в процессе соответствующих видов деятельности. Иначе говоря, мотивация к безопасности, знание законов безопасности и умение действовать безопасно в соответствующем виде деятельности формируется одновременно с усвоением любого компонента культуры. Действительно, в процессе подготовки к различным видам деятельности, различным направлениям вхождения в жизнь учащиеся осваивают соответствующие знания и конкретные умения безопасного поведения. Основная часть такого рода опыта безопасности неотделима от предметного содержания опыта осуществления той или иной деятельности. В повседневной жизни правильная постановка целей, выбор средств, создание соответствующих условий, определение темпа деятельности и т.д. обычно обеспечивают получение искомого результата без возникновения угрожающих ситуаций. Для многих опасных ситуаций предусмотрены стандартные действия. В других случаях участникам опасных событий приходится принимать нестандартные, неожиданные решения, создавать и использовать новые средства безопасности.

В.Н. Мошкин выделил компоненты культуры безопасности по признаку «роль предметной деятельности в обеспечении безопасности».

-     Знания, правила, нормы, являющиеся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к низкой эффективности деятельности без возникновения опасных ситуаций, вредных для человека и общества последствий.

-     Знания, правила, нормы, являющиеся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к ущербу в виде упущенной выгоды, экономическим потерям.

-     Знания, правила, нормы, являющиеся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых приводит к возникновению опасных ситуаций, угрожает человеку потерями в форме травм, болезней, нанесением морального и иного вреда непосредственным участникам деятельности.

-     Знания, правила, нормы, являющиеся средствами предметной деятельности, неправильное применение которых угрожает человеку физической гибелью, возникновением опасных и экстремальных ситуаций, угрожающих человеку и обществу.

-     Компоненты культуры безопасности подразделяются на несколько групп по основанию – характер ситуаций, в которых тот или иной компонент культуры безопасности необходим для безопасной жизнедеятельности.

-     Знания, правила, нормы, ценности, использование которых возможно только в конкретных опасных ситуациях.

-     Знания, правила, нормы, ценности, использование которых возможно в различных опасных ситуациях.

-     Привычки, способности, убеждения, необходимые для профилактики и преодоления многих опасных ситуаций: готовность к разумному риску, готовность к коллективным действиям в случае опасности, умение обратиться за помощью при опасности и т.д.

-     Личностные качества и способности, необходимые для профилактики и преодоления практически любых опасных ситуаций: уверенность в себе, смелость, осторожность, способность прогнозировать опасности, готовность к преодолению страха, волнения, готовность к адекватному самоконтролю в опасных условиях и т.д.

Соответственно, полноте и системности содержания воспитания культуры безопасности способствуют полнота и системность форм воплощения культуры безопасности в педагогическом процессе:

– присвоение студентами культуры безопасности воплощенной в знаковой, символической, образной, понятийной формах, в материальной культуре, общении, социальных отношениях, личности и деятельности педагога, учащихся и т.д.;

– присвоение студентами культуры безопасности, опредмеченной в структурных компонентах культуры как духовной деятельности: науке, искусстве, идеологии, мифологии, религии, спорте;

– включенность в содержание воспитания содержательных элементов культуры безопасности как духовной жизни общества: знаний, ценностей, правил, норм, традиций, обычаев, смыслов и т.д.

 

Литература

  1. Гафнер В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.); ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 200 с. – (Серия «Педагогика безопасности»).
  2. Кисляков, П.А. Акмеологические условия подготовки будущих педагогов к формированию социально-безопасной среды образовательного учреждения // Экономика образования – 2010. – № 2. – С. 87-91.
  3. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 318 с.
  4. Обеспечение безопасности в социальной среде: Сборник учебных программ / Авт.-сост. П.А. Кисляков. - Шуя: Издательство ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – 107 с.
  5. Шмелева, Е.А. Акмеологическое сопровождение исследований в области здоровьесбережения в со-циогуманитарном научно-образовательном центре // Культура физическая и здоровье. – 2010. – № 2. – С. 43-46.
  6. Ширшов В.Д., Ширшов С.В. Культура безопасности в социальной сфере // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2011, №1. С. 45-48.

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. 

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте