Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»

Опубликовано 07.11.2015

Эльдарова Н. С.

Ларина О.В.

Отработка лабораторных занятий на предприятии имеет  образовательное и воспитательное значение. Она обеспечивает приобретение обучающимися профессиональных навыков и способствует формированию безопасного поведения в процессе трудовой деятельности. 

УДК 37.02.+371.07

 

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»

 

Эльдарова Н. С.

преподаватель спецдисциплин

Ларина О.В.

преподаватель ОБЖ

ОГАОУ СПО «Старооскольский индустриальный техникум», 

Белгородская область, Россия

 

Отработка лабораторных занятий на предприятии имеет  образовательное и воспитательное значение. Она обеспечивает приобретение обучающимися профессиональных навыков и способствует формированию безопасного поведения в процессе трудовой деятельности.

Безопасное поведение, обучение, воспитание, лабораторная работа, обучающиеся.  

 

DEVELOPING THE BASIS OF SAFE BEHAVIOR WHILE REALISING LABORATIRY WORKS IN THE PROFESSION 'cook, confectioner'

 

Nadyezhda Eldarova

teacher of special disciplines

Oxana Larina

Teacher of BSL

 RSAEI SPE «Stary Oskol Industrial College»

Belgorod region, Russia

 

Training while realizing laboratory works at the enterprise has educational and instructional value. It provides students acquiring skills and promotes safe behavior at the workplace.

Safe behavior, teaching, educating, laboratory work, students.

 

Систематическое воспитание у подростков культуры безопасного образа жизни – задача преподавателя ОБЖ учебного заведения. Учебный процесс в профессиональном образовании  всегда строится на основе тесной взаимосвязи обучения с практической деятельностью будущих специалистов. Прохождение практики и отработка лабораторных занятий на предприятии имеют не только образовательное, но и огромное  воспитательное значение, которые должны обеспечить приобретение обучающимися профессиональных умений и навыков в условиях производства, способствовать формированию безопасного поведения в процессе трудовой деятельности.

Трудовое законодательство проявляет исключительную заботу о подрастающем поколении и предусматривает наиболее благоприятные условия для труда, отдыха и обучения подростков [2, с.205]. В лабораториях  Старооскольского индустриального техникума уделяется большое внимание созданию благоприятных условий труда для жизни и здоровья обучающихся. Оно включает в себя широкий комплекс  организационных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий. Их выполнение возлагается на администрацию техникума и предприятий, где обучающиеся проходят учебную практику и отрабатывают лабораторные работы.

 Лабораторные работы по профессии «Повар, кондитер» выполняются на предприятиях общественного питания города Старый Оскол. В соответствии с трудовым законодательством, эти предприятия внедряют современные средства защиты, предупреждающие производственный травматизм и обеспечивающие санитарно-гигиенические условия для трудовой деятельности, т.к. «охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасных условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма составляют одну из главных забот нашего Государства» [2, с.204].

Перед выездом на предприятия проводится организационное собрание в группе, на котором обучающиеся информируются о сроках, целях и задачах практики, особенностях лабораторной работы. В каждой группе студентов, направляемых на определенное предприятие, назначается старший группы. Контроль за работой студентов осуществляют преподаватель и руководитель практики от предприятия. Лабораторные работы по курсу «Технологии приготовления продукции общественного питания» чаще всего проводятся в технологической лаборатории помещения столовой Индустриального техникума. Как правило, на проведение одной работы отводится 6 часов учебного времени. Возможна организация фронтального выполнения работ по определенной теме с использованием различных объектов исследования. Работы выполняются в последовательности, предусмотренной учебным планом и программой курса. Все работы выполняются индивидуально или бригадно. Бригадное выполнение лабораторной работы предусмотрено в тех случаях, когда переработка малого количества сырья нецелесообразна или невозможна.

 При выполнении лабораторной работы на студента могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

 -повышенное значение напряжения в электрической цепи;

 -подвижные части и детали  электромеханического оборудования;

-повышенная температура поверхностей теплового оборудования и кулинарной продукции;

- пониженная температура поверхностей холодильного оборудования, полуфабрикатов;

-повышенная температура воздуха рабочей зоны;

-повышенный уровень  шума на рабочем месте и недостаточная освещенность рабочей зоны;

-острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инструмента, инвентаря, тары;

-вредные вещества в рабочей зоне;

-физические  и  нервно-психические перегрузки.

Студенты извещают  непосредственного руководителя лабораторной  работы о любой ситуации, угрожающей их жизни и здоровью, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве во время выполнения работы, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания. Обо всех обнаружениях неисправностях оборудования, электропроводки и других  неполадках обучающиеся сообщают инструктору по лаборатории и приступают к работе только после устранения неисправностей.

Перед началом каждой лабораторной работы инструктор лаборатории и преподаватель технологических дисциплин проводят инструктирование студентов по технике безопасности. При этом обращают внимание на опасные моменты при проведении  лабораторных работ и способы их предупреждения. Руководитель работ заостряет внимание на мерах доврачебной помощи при поражениях электрическим током, ожогах, порезах кожи и других несчастных случаях на производстве в предприятиях общественного питания. В обязательном порядке напоминают о возможных причинах возникновения пожаров и способах их тушения.

При инструктаже на рабочем месте руководитель знакомит с правилами эксплуатации теплового и механического оборудования, применяемого в данной работе. Показывает правильные приемы включения, выключения и эксплуатации электрических машин, проверки соединения их корпусов с системой защитного заземления, показывает основные приемы работы с фаршмешалками, рыхлителем, мясорубками, овощерезательными машинами и другим основным и вспомогательным оборудованием. В журнале инструктажа по технике безопасности все студенты подписью подтверждают ознакомление с правилами техники безопасности. Преподаватель и инструктор лаборатории перед началом работы проверяют работу местной вытяжной вентиляции и оснащенность рабочего места необходимым для работы оборудованием, инвентарем, приспособлениями и инструментом. Внешним осмотром проверяют достаточность освещения рабочих поверхностей, отсутствие свисающих и оголенных концов электропроводки,  наличие, исправность и  правильную установку  ограждений.

Студенты подготавливают рабочее место для безопасной работы: обеспечивают наличие свободных проходов, проверяют устойчивость производственного стола, стеллажа, прочность крепления оборудования с фундаментом и подставкой, отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг применяемого оборудования. Они удобно и устойчиво размещают запасы сырья, полуфабрикатов, инструменты приспособления в соответствии с частотой использования и расходования.

Выполняя лабораторную работу, студенты обязаны неукоснительно соблюдать правила техники безопасности, личной и производственной санитарии. К работе приступают, надев санитарную одежду, тщательно прикрыв волосы колпаком и вымыв руки с мылом. К санитарной одежде повара  предъявляются особые требования: она должна быть выполнена из хлопчатобумажной ткани. Синтетические ткани имеют свойство плавиться от высоких температур, это может вызвать термические ожоги при работе с тепловым оборудованием. Санитарную одежду нельзя закалывать булавками или иголками,  держать в карманах одежды острые, бьющиеся предметы. Перед началом работы студенты застегивают санитарную одежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды. Сменная обувь студентов должна быть на низком каблуке, нескользкой подошве, с задниками.

Приступая к лабораторной работе, студент должен правильно организовать своё рабочее место, в соответствии с требованиями охраны труда и правил техники безопасности для предприятий общественного питания.

Преподаватель должен показать, как правильно держать нож при ручной нарезке продуктов и научить студентов ряду других приемов, гарантирующих безопасность их работы. Дежурные по лаборатории постоянно следят за тем, чтобы полы в помещении были сухими, так как скользкий пол может быть причиной несчастного случая.

Во время работы студенты должны выполнять только ту работу, по которой прошли обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущены преподавателем.

По окончании лабораторного занятия студенты отключают все виды оборудования, приводят в порядок свое рабочее место. Дежурные проверяют отключение нагревательных приборов, санитарное состояние оборудования и рабочих мест, докладывает о результатах преподавателю и инструктору по лаборатории.

Прохождение  практики и выполнение лабораторных работ на предприятиях способствует повышению качества подготовки специалистов на основе профессиональной направленности обучения, способствует формированию безопасного поведения в процессе трудовой деятельности, усилению роли трудового воспитания молодежи.

 

Литература

1. Ботов М.И., Елхина В.Д., Стрельцов А.Н.. Лабораторные работы по оборудованию предприятий общественного питания. – М.: Экономика, 2000.

2. Золин В.П. Технологическое оборудование предприятий общественного питания. – М.: Академия, 2012.

3. Калинина В.М. Технологическое оснащение и охрана труда в общественном питании. – М: Мастерство, 2001.


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. 

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте