Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

УЧЕБНЫе СБОРы ПО ПРОГРАММЕ ОБЖ С УЧАЩИМИСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ НА БАЗЕ ВОЕННОГО ЛАГЕРЯ

Опубликовано 16.11.2015

Лебедев А.В.

ГБОУ СОШ №406,

г. Москва, Россия

 

Скепсис в отношении военных сборов с учащимися придуман не нами. Он давно прописался во многих учебных заведениях и в сознании родителей. Далеко не все школы могут похвастать всеобщим участием своих юношей в учебных сборах по программе ОБЖ.

35-часовая программа сборов знакома школьным учителям ОБЖ и, надо полагать, одинакова для всех регионов. Однако интересно не столько содержание программы, сколько форма её реализации в среде, приближённой к армейской. В качестве сопровождающего учителя лично убедился, что сборы в военном лагере (аналог военной части) – это не только практически-значимый элемент нашего образовательного процесса, но и весьма успешный.

 

В Преображенском оборонно-спортивном центре (Подольский район Подмосковья) юноши проходят программу в следующих условиях:

- исключительно в мужском коллективе,

- в составе учебного взвода,

- взвод комплектуется учащимися разных школ,

- под руководством сержанта (участие учителя минимизировано),

- методы обучения и воспитания армейские,

- строгий и плотный распорядок дня,

- перед «курсантами» ставятся конкретные цели, и их выполнение становится самой главной целью,

- в лагере торжествует атмосфера преодоления себя,

- юноши настраиваются на кульминацию сборов – стрельбу из боевого оружия; для них это – святое.

В процессе включённого наблюдения было рассмотрено, как меняется поведение молодого человека, по долгу школьной программы попавшего в специфическую среду.

В чём же состояли главные отличия от привычной школьной обстановки?

Принцип военного руководства – единоначалие - для подопечных был нов. Сержант замкнул на себя всё: ответственность за личный состав, оценки и успеваемость, подготовку к стрельбе и технику безопасности, подбор спортивных команд; и в отношении отдельных персон – борьбу с «язвами»: курением, сквернословием, безалаберностью, неуважением к старшим. «Вы будете делать не то, что захотите, а то, что я скажу!», - это было провозглашено сразу, в первые минуты общения. Громко, четко и безапелляционно, чтобы у слышавших не осталось никаких ненужных фантазий. Как известно, полной ответственности без широких властных полномочий не бывает. Поэтому «подчинённые» испытали на себе нечто новое, и их реакция была показательна и интересна.

Воспитательные акции и действия. Знакомство с военными учебными дисциплинами происходило внутри общего воспитательного процесса. Из отзывов: «Сержант был суров. Он сумел навязать свою волю 30-ти человекам. Любое нарушение пресекал. Наш командир с первого дня решил проблему безответственности, недисциплинированности». Здесь, в лагере, обучение неотделимо от воспитания. Командир, ведущий занятие, всегда и прежде всего позаботится о том, чтобы на учебном месте соблюдались элементарные нормы культуры поведения подчинённых.

Торжество ответственности и искоренение безнаказанности. Эти два явления, пожалуй, можно считать краеугольными камнями в системе военного воспитания. Разве безответственность и безнаказанность мешают только нам, педагогам? Нет, они неприемлемы и для основного большинства наших воспитанников. Не будем забывать, что детям в острой форме свойственна справедливость: и здесь они наконец-то видят, как нерадивые товарищи, бравировавшие ещё несколько дней назад своими негативными проявлениями, заявляющими: «А мне ничего за это не будет!», получили воздаяние, и помалкивают. А это уже - торжество справедливости – и гармония в детских душах.

Методы. Проявлены очень ярко. Они очень результативны и за пару дней меняют мотивационную среду нашего ученика. Из отзывов педагогов: «На глазах из разношерстной толпы рождается гармоничный мужской коллектив – прообраз нашей будущей армии! Настолько быстро, что «курсанты» сами себя не узнают. Три дня назад - недоумение, два - прояснение, сегодня – смех и вдохновение. А в день расставания взвод сияет благодарностью, и в ответ на вывод учителя: «Этот человек (сержант) за неделю сделал то, что за полгода не может сделать учительский коллектив!» оглушительно хором выдыхает «Спасибо, товарищ сержант!». Не свежий воздух и не превосходное питание произвели метаморфозу с нашими старшеклассниками. Виной тому – простые дедовские методы: не только пряник, но и кнут; в допустимых рамках воспитание коллективом; непременно личный пример «воспитателя», например: «Я не курю, и Вы не ку́рите!»;обучение тому, что действительно нужно для жизни.

Опора на традицию, как принцип ведения любого дела. Определённо, пока мы придерживались традиций, как в образовании, так и военном деле, до тех пор и были в числе первых на планете. Нет в лагере ничего сверхнового и гениального, нет суперкомпьютеров, интерактивных досок, широкополосных интернетов, а есть портреты Александра Невского, Дмитрия Донского и Александра Суворова, и есть наша традиционная начальная военная подготовка в духе этих самых вышеназванных предков.

Дух. Дети пока его не осознают, ибо высокая категория. Но как действует! Молодой человек окунается в атмосферу, которая вызывает резонанс генетической памяти. Естественный и здоровый режим дня; двигательная активность; разумное чередование психических и физических нагрузок; коллективизм - чувство локтя; высокий стиль обращения со стороны старших; никакого потворства инфантильности, постоянная и справедливая требовательность; обращение к памяти наших славных витязей прошлого (территория лагеря изобилует патриотикой);– этот букет источает запах гармонии и наводит порядок в сознании молодого мужчины.

Cборы длятся пять рабочих дней. Небольшое время по сравнению с одиннадцатью годами обучения. Взгляд изнутри показал:

- учащиеся не только овладевают знаниями по разделу ОВС, но и совершенствуются нравственно, актуализируются мужские качества – мужество, благородство, отвага, дух соперничества, умение дружить;

- улучшается отношение к предмету ОБЖ и возрастает понимание актуальности здорового образа жизни;

- в подростке происходит (начинается) самоидентификация воина,

- зачастую происходит пересмотр сложившихся в сознании ценностей в сторону исконных, народных.

Грустно видеть, как спустя некоторое время, полученный эффект снижается – школьник возвращается в родную школу. Ставшую не только местом «эффективного» обучения, но и организацией по предложению образовательных услуг, лишённых традиций, рычагов воспитания, но пока ещё имеющих изумительные оазисы для старшеклассников-юношей – выездные военные сборы по программе ОБЖ.

Которые, наверное, и есть то самое простое и гениальное средство, которое в считанные дни решает десятки проблем психолого-педагогического характера, которые в наше время могут представляться тупиковыми.

 


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте