Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

СОЦИАЛЬНЫЕ АДДИКЦИИ В КРИЗИСНОМ СОЦИУМЕ

Опубликовано 15.11.2015

Абдрахманов Д.М.

Институт гуманитарных исследований Республики г.Уфа, Россия

 

Можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время существенно увеличивается как широта, так и глубина воздействия разного рода аддиктивных факторов на формирование личности, особенно молодежи. Предлагая сравнительно простой выход из возникающих проблем в процессе социализации, аддикции мощно воздействуют на психику и личность человека и ведут к их определенной трансформации. Характер этих трансформаций современной наукой недостаточно изучен, что существенно затрудняет позитивное решение проблемы формирования устойчивости личности к этим факторам. 

Сегодня аддиктология занимается изучением таких зависимостей, как наркотическая аддикция (включая токсикоманию), алкогольная, табачная аддикции, информационные (Интернет), компьютерные, игровые (включая и компьютерные игры), трудовые зависимости, а также пищевые, любовные и сексуальные, зависимости от людей, предметов и событий, власти, работы, покупок (шопоглизм), лудомания, графомания и многие другие.

Широкое распространение различных видов зависимого поведения представляя собой серьезную угрозу для современного общества и требует объединения усилий специалистов различного профиля. Можно сказать, что в настоящее время дискурс зависимости намеренно вытесняется дискурсом прав человека, демократии, свободы, выбора. Глубокое понимание причин, механизмов и факторов возникновения зависимости подразумевает обращение внимания как на личностные особенности аддиктов, так и на внешние, в частности на социально-психологические условия развития склонности к аддиктивному поведению. Последний аспект подразумевает серьезное исследование ближайшего окружения зависимых лиц, при этом в первую очередь речь идет о семье. Именно в семье происходит первичная социализация ребенка, его адаптация к меняющимся жизненным обстоятельствам, формирование определенных когнитивных схем и паттернов поведения, позволяющих более или менее адекватно воспринимать и решать те или иные проблемы. Большинство отклонений в поведении зависимых лиц имеет единую основу – неправильную систему семейного воспитания, что обусловливает личностную незрелость, социальную дезадаптацию ребенка, большое количество внутриличностных проблем и ограниченный набор способов их разрешения. Для такой личности аддиктивная активность выступает одним из наиболее легких и притягательных путей развития. Аддиктивное поведение предоставляет человеку наиболее простую возможность ухода от решения насущных проблем, способ мнимого избавления от кризисных переживаний, оно является максимально заманчивым способом убежать от себя, избежать сложного процесса личностного становления и развития.

В соответствии с Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации молодежь является объектом «национально-государственных интересов, одним их главных факторов обеспечения развития российского государства и общества», она несет «особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия, за возрождение своего Отечества». За молодежью государством признается «исключительная роль» как «стратегического ресурса общества». Рост аддикций среди молодежи свидетельствует, что профилактическая работа зачастую не дает весомых результатов, несмотря на то, что ею занимаются как органы власти и управления, силовые структуры, так и институты гражданского общества (общественные и религиозные организации, различные фонды, образовательные учреждения, средства массовой информации). Следует подчеркнуть тезис о неадекватности молодежного досуга, который порождает скуку и тоску.

Важность повышения качества воспитания обусловлена ослаблением духовности, преобладающим в молодежной среде культом материального обогащения, пренебрежением опытом старших поколений. Корректировка поведения некоторых категорий подростков – это сложный многогранный процесс, требующий выработки эффективной управленческой стратегии на всех уровнях.

Следует подчеркнуть важность социального контроля аддиктивного поведения. Общество, в первую очередь на региональном и муниципальном уровне, должно в полной мере осознать нависшую над ним проблему и деятельно решать ее. Социальный контроль в данной сфере – это совокупность способов целенаправленного воздействия общества или социальной группы на личность, ориентированную на аддикции, с целью регуляции ее поведения и приведения последнего в соответствие с общепринятыми в данном обществе нормами. Кроме того, социальный контроль может реализоваться и каквнутренний самоконтроль личности (резистентность),как способность индивида, основываясь на интернализированных нормах и правилах, контролировать самого себя. Полноценная профилактика аддиктивного поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации – авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер.

Нам кажется, что стоит выделить точку зрения, сложившуюся в социологии, согласно которой девиации, как и флуктуации в неживой или мутации в живой природе, являются всеобщей формой, способом изменчивости, а, следовательно, жизнедеятельности и развития любой социальной системы. Согласно этой точке зрения, отклонения в поведении естественны и необходимы, они служат расширению индивидуального и коллективного опыта, обеспечивают разнообразие в психофизическом, социокультурном и духовно-нравственном аспектах человеческого поведения, которое служит условием совершенствования общества и социального развития. И, соответственно, следует сформулировать правило, которому созвучны мысли многих выдающихся мыслителей: следует отклоняться от нормы позитивно, чтобы не отклониться негативно. Следует культивировать в человеке стремление заниматься творчеством, наукой, искусством, тем или иным способом самосовершенствоваться, находя трансценденцию в подлинно высших смыслах.

Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 13-13-02008 «Социальные аддикции в кризисном социуме и механизмы их минимизации».


Педагогика безопасности: наука и образование : материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте