Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

Профилактика подростковых суицидов в образовательной системе

Опубликовано 16.11.2015

Калимуллин Р.Ф.

Уральский государственный педагогический университет,

г. Екатеринбург, Россия

 

Суициды были всегда. Но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. Данные статистики в ответ на эти вопросы - 92% случаев суицида в среде подростков спровоцированы школой и семьей. Давайте задумаемся над этим фактом.

«Инстинкт смерти» - стремление к саморазрушению, очевидно, заложенное в человеке от природы. Такое понятие в свое время ввел З.Фрейд изучая человеческую сущность. На земле всё живое изо всех сил пытается и старается выжить, цепляясь за каждую ниточку ради существования. Человек же - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.

 Самое страшное на мой взгляд, что более 70% всех суицидов совершается детьми и подростками. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте? Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? Суициды были всегда. Но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. Данные статистики в ответ на эти вопросы - 92% случаев суицида в среде подростков спровоцированы школой и семьей. Давайте задумаемся над этим фактом.

На мой взгляд главной причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

К общепризнанным факторам риска относятся: психические нарушения, такие как поведенческие расстройства, антисоциальная личность, депрессия или психические расстройства, вызванные лекарственными препаратами. Глубокие чувства депрессии, безнадежности или беспомощности. Употребление наркотиков и алкоголя. Стрессовые жизненные ситуации, такие как серьезный разлад в семье, развод или разлука. Влияние деструктивных сект и субкультур.

Аффективные реакции, то есть импульсивный, спонтанный поступок в ответ на какой-то сильный внешний раздражитель. Протест или обида на кого-то или из желания привлечь к себе внимание. Непонимание того, что шутить со смертью нельзя, обратной дороги не будет.

Но детский суицид – это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо – это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотит свое решение в жизнь за считанные часы. Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. И все это время ребенок взывает к взрослым, различными способами давая понять родителям, что ему очень плохо. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их чада. Но бывают и такие случаи, когда ребенок не падает вида тревоги и волнения, по нему сложно понять что он переживает, так как держит всё внутри себя. В связи с этим необходимо осуществлять непрерывную психопрофилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды:

С 1 – 4 класс - Становление и развитие самооценки учащихся. В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти.           Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка завышена, рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти.

5 класс - Адаптация к среднему звену. Активизация интереса к коллективной деятельности. Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка.

6 класс - Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни.            Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы. Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот».

7 класс - Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении. Развитие навыков общения, формирование навыков саморегуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов)

8 класс - Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой. Активизация сферы профессиональных интересов.      Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов.

9 класс - Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей». Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору, обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе

10-11 классы - Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях. Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков. Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу. Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся.

В среднем за день кончают жизнь самоубийством 108 человек. Легко подсчитать, что за год около 40 000 человек добровольно уходят из жизни. Если учесть так же все неудавшиеся по той или иной причине суицидальные попытки, то эта цифра, очевидно, многократно увеличится. Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их. Однако задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения ее необходимо добиться глобальных позитивных сдвигов в общественных отношениях. И легче это будет сделать если проблему решать в корне, то есть, использовав образовательную систему.

 

Список литературы

  1. Вроно Е. Что толкает в петлю//Деловой мир. – 1994 (30.05 – 06.06) – с. 30.
  2. Гафнер В.В. Опасности социального характера и защита от них : учеб. пособие / В.В. Гафнер, С.В. Петров, Л.И. Забара. — М. : Флинта : Наука, 2012. — 320 с.
  3. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1987.
  4. Павлов И.П. Самоубийство – великая печаль русской жизни // Медицинская газета, 1999 (28 мая) – с. 15.
  5. Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д. Самоубийство подростков. – М.: Медицина, 2000.

 


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте