Антропова К. А., Колесникова А. А.
Южный федеральный университет
г. Таганрог, Россия
Актуальность исследования заключается в том, что современные студенты испытывают высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе. Они недостаточно адаптированы к трудностям самостоятельной жизни, с тревогой относятся к перспективам своей учебной деятельности, к перспективам профессиональной жизни в дальнейшем. Проблемы с финансами, жилищные проблемы, самостоятельное обеспечение себя питанием, сложность с переработкой большого количества информации являются спутниками студенческой жизни. Большинство студентов не имеет достаточного опыта совладания со стрессовыми ситуациями в сфере учебной деятельности, в бытовой сфере.
Цель исследования:изучить стрессоустойчивость студентов.
Задачи: рассмотреть, что такое «стресс», «стрессоры» и «стрессоустойчивость», изучить виды, стадии и причины стресса у студентов, проанализировать уровень стрессоустойчивости и способы преодоления стрессов у студентов.
Стресс – это функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов [2]. Проявления стресса: нарушение психомоторики; изменение образа жизни; профессиональные изменения; нарушение социально-ролевых функций; ухудшение памяти и внимания; нарушение логики мышления, снижение творческого потенциала и т.д.; объективные изменения (повышение частоты пульса, боли в сердце и других органах); эмоциональные проявления (раздражительность, агрессия).
В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический [3].
Физиологический стресс представляет собой реакцию организма на воздействие физико-химических факторов среды. Психический стресс характеризуется развитием психических реакций. Выделяют два вида психического стресса: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., отмечаются изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.
Стадии стресса:
1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги): организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему, происходит мобилизация резервных сил организма;
2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности): происходит адаптация к новым условиям. Повышается стрессоустойчивость организма за счёт расходования резервных запасов организма, а они не безграничны;
3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения): если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, в результате чего, процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью и даже смертью [1].
Стрессоры или факторы, которые вызывают развитие стрессовой реакции, разделяют на три категории: первая категория - стрессорынам практически неподвластны (цены, погода, привычки и характеры других людей и т.д.); вторая категория – стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно влиять (наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем и т.д.); третья категория - события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы (беспокойства за будущее, переживания по поводу прошлых событий, которые мы не сможем изменить и т.д.).
Стрессоустойчивостъ у студентов - комплексное свойство личности, которое характеризуется необходимой адаптацией студента к воздействию внешних и внутренних факторов в процессе учебной деятельности.
Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение стрессоустойчивости у студентов. Мы использовали Тест на стрессоустойчивость, замеряющий уровень стрессоустойчивости и способы преодоления стресса. В нашем опросе приняли участие 65 студентов обоего пола в возрасте от 18 до 21 года.
Результаты опроса показали, что:
- 57% студентов и 28% студенток имеютвысокий уровень стрессоустойчивости, который выражается в высоком уровне работоспособности, нормальном соматическом состоянии, нормальной деятельности познавательных психических процессов, в высокой самооценке в стрессовых ситуациях учебной деятельности;
- 35% студентов и 36% студенток имеют средний уровень стрессоустойчивости;
- 8% студентов и 36% студенток имеют низкий уровень стрессоустойчивости.
Можно сделать вывод, что у мужского пола уровень стрессоустойчивости выше.
Причины стрессов у респондентов связаны со склонностью все излишне усложнять:
- Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе;
- Стеснительность, робость, застенчивость;
- Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах;
- Плохой, беспокойный сон;
- Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты.
Можно сделать вывод, что студентки склонны в большей степени все излишне усложнять.
Проявления стресса у респондентов, показывают предрасположенность к психосоматическим заболеваниям:
- Учащенное сердцебиение, боли в сердце;
- Затрудненное дыхание;
- Проблемы с желудочно-кишечным трактом;
- Напряжение или дрожание мышц;
- Головные боли, повышенная утомляемость.
Деструктивные способы преодоления стрессов у студентов и студенток следующие: на первом месте – вкусная еда, на втором – агрессия (выплеснуть зло на другого человека), на третьем – сигареты. Причем у студенток это проявляется в большей степени.
Конструктивные способы преодоления стрессов у студентов и студенток следующие: на первом месте – общение с друзьями или любимым человеком, на втором – сон, отдых, смена деятельности, на третьем – анализ своих действий, поиск других вариантов.
Результаты исследования показали, что проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов, педагогов и психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.
Список литературы
- Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1992. - 165с.
- Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. - 208с.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005. - 250с.
Педагогика безопасности: наука и образование : материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.