Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ПРОБЛЕМА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ

Опубликовано 15.11.2015

Антропова К. А., Колесникова А. А.

Южный федеральный университет

г. Таганрог, Россия

 

Актуальность исследования заключается в том, что современные студенты испытывают высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки в процессе обучения в вузе. Они недостаточно адаптированы к трудностям самостоятельной жизни, с тревогой относятся к перспективам своей учебной деятельности, к перспективам профессиональной жизни в дальнейшем. Проблемы с финансами, жилищные проблемы, самостоятельное обеспечение себя питанием, сложность с переработкой большого количества информации являются спутниками студенческой жизни. Большинство студентов не имеет достаточного опыта совладания со стрессовыми ситуациями в сфере учебной деятельности, в бытовой сфере.

 Цель исследования:изучить стрессоустойчивость студентов.

Задачи: рассмотреть, что такое «стресс», «стрессоры» и «стрессоустойчивость», изучить виды, стадии и причины стресса у студентов, проанализировать уровень стрессоустойчивости и способы преодоления стрессов у студентов.

Стресс – это функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов [2]. Проявления стресса: нарушение психомоторики; изменение образа жизни; профессиональные изменения; нарушение социально-ролевых функций; ухудшение памяти и внимания; нарушение логики мышления, снижение творческого потенциала и т.д.; объективные изменения (повышение частоты пульса, боли в сердце и других органах); эмоциональные проявления (раздражительность, агрессия).

В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический [3].

Физиологический стресс представляет собой реакцию организма на воздействие физико-химических факторов среды. Психический стресс характеризуется развитием психических реакций. Выделяют два вида психического стресса: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях значительных информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., отмечаются изменения протекания психических процессов, эмоциональные сдвиги, трансформация мотивационной структуры деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения.

Стадии стресса:

1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги): организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему, происходит мобилизация резервных сил организма;

2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности): происходит адаптация к новым условиям. Повышается стрессоустойчивость организма за счёт расходования резервных запасов организма, а они не безграничны;

3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения): если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов и срыв систем адаптации, в результате чего, процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью и даже смертью [1].

Стрессоры или факторы, которые вызывают развитие стрессовой реакции, разделяют на три категории: первая категория - стрессорынам практически неподвластны (цены, погода, привычки и характеры других людей и т.д.); вторая категория – стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно влиять (наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем и т.д.); третья категория - события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы (беспокойства за будущее, переживания по поводу прошлых событий, которые мы не сможем изменить и т.д.).

Стрессоустойчивостъ у студентов - комплексное свойство личности, которое характеризуется необходимой адаптацией студента к воздействию внешних и внутренних факторов в процессе учебной деятельности.

Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение стрессоустойчивости у студентов. Мы использовали Тест на стрессоустойчивость, замеряющий уровень стрессоустойчивости и способы преодоления стресса. В нашем опросе приняли участие 65 студентов обоего пола в возрасте от 18 до 21 года.

Результаты опроса показали, что:

  • 57% студентов и 28% студенток имеютвысокий уровень стрессоустойчивости, который выражается в высоком уровне работоспособности, нормальном соматическом состоянии, нормальной деятельности познавательных психических процессов, в высокой самооценке в стрессовых ситуациях учебной деятельности;
  • 35% студентов и 36% студенток имеют средний уровень стрессоустойчивости;
  • 8% студентов и 36% студенток имеют низкий уровень стрессоустойчивости.

Можно сделать вывод, что у мужского пола уровень стрессоустойчивости выше.

Причины стрессов у респондентов связаны со склонностью все излишне усложнять:

  • Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе;
  • Стеснительность, робость, застенчивость;
  • Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах;
  • Плохой, беспокойный сон;
  • Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты.

Можно сделать вывод, что студентки склонны в большей степени все излишне усложнять.

Проявления стресса у респондентов, показывают предрасположенность к психосоматическим заболеваниям:

  • Учащенное сердцебиение, боли в сердце;
  • Затрудненное дыхание;
  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом;
  • Напряжение или дрожание мышц;
  • Головные боли, повышенная утомляемость.

Деструктивные способы преодоления стрессов у студентов и студенток следующие: на первом месте – вкусная еда, на втором – агрессия (выплеснуть зло на другого человека), на третьем – сигареты. Причем у студенток это проявляется в большей степени.

Конструктивные способы преодоления стрессов у студентов и студенток следующие: на первом месте – общение с друзьями или любимым человеком, на втором – сон, отдых, смена деятельности, на третьем – анализ своих действий, поиск других вариантов.

Результаты исследования показали, что проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов, педагогов и психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.

 

Список литературы

  1. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1992. - 165с.
  2. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. - 208с.
  3. Щербатых Ю.В. Психология стресса. - М.: Академия, 2005. - 250с. 

Педагогика безопасности: наука и образование : материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте