Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ

Опубликовано 15.11.2015

Блохин В.Н.

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия,

г. Горки, Беларусь

 

Социальные потрясения, природные бедствия, изменения климата, техногенные катастрофы, мировые финансово-экономические кризисы — все это не дает покоя современным людям.

Неудивительно, что в конце ХХ и начале ХХI века во всем мире значительно повысился интерес к проблемам безопасности. Исследуются ее различные аспекты, разрабатываются новые концепции, происходят научные дискуссии, вырабатываются новые подходы, ищутся оптимальные пути. При этом в поле внимания оказываются не только угрозы, которые напрямую ведут к гибели человека как вида, но и те, которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации всей системы обеспечения безопасности человека.

Нарастание угроз, увеличение рисков, постепенный переход цивилизации в состояние неустойчивости, глобальной небезопасности, невозможность преодолеть это состояние уже известными методами — все это говорит о необходимости рассматривать ситуацию на планете как глобальный системный кризис.

Термин «безопасность человека» широко используется для описания комплекса взаимосвязанных угроз, имеющих отношение к международным конфликтам, гражданским войнам, геноциду и вытеснению населению за границы страны проживания. Безопасность человека — это, по меньшей мере, свобода от насилия и от страха насилия.

Безопасность человека и национальная безопасность — взаимодополняющие факторы. Однако этот принцип соблюдается не всегда. Безопасности человека угрожают как слабые государства, допускающие деятельность боевиков и незаконных вооруженных формирований на своей территории, так и сильные государства, практикующие пытки и смертную казнь.

Когда говорят о безопасности человека, то, прежде всего, подразумевают защиту отдельных граждан, однако в определении круга опасностей, от которых нужно защищать людей, полного согласия не достигнуто.

Согласно «широкой» концепции безопасности человека, впервые изложенной в 1994г. в Докладе о развитии человека, изданном в рамках Программы развития ООН, безопасность человека опирается на два понятия — свободу от нужды и свободу от страха. В широком смысле безопасность человека включает в себя гарантию крыши над головой, защиту от голода и нищеты, а иногда и от «угроз человеческому достоинству». Сторонники этой концепции справедливо заявляют о том, что голод, болезни и стихийные бедствия уносят гораздо больше жизней, чем войны, геноцид и терроризм вместе взятые. И, кроме того, часто эти проблемы взаимосвязаны.

В более «узком» смысле понятие «безопасность человека» ставит в центр внимания свободу от насилия, как уголовного, так и политического характера, так как не всегда можно провести границу между ними.

В центре внимания подходов к безопасности человека стоит сам человек, и они скорее дополняют, чем противоречат друг другу. Тем не менее «широкое» понятие включает в себя все — от нищеты до геноцида и на сегодняшний день является слишком всеобъемлющим, чтобы быть полезным для политического развития [3, с. 6].

Без комплексного, синергетического подхода невозможно оценить и понять все многообразие феномена безопасности человека на планете Земля, любой другой подход высвечивает только часть проблемы. Практика говорит, что безопасность человека формируется на границах четырех сфер: техносферы, природной сферы, информационной и социальной сферы.

Все проблемы человека и человечества лежат на границах социальной сферы с другими вышеназванными. Следует сказать, что социальная сфера чрезвычайно сложна. Она вмещает в себя все наши человеческие отношения и взаимосвязи. Наша «разумность» как вида отличается высокой степенью этих социальных связей и отношений, но они, эти связи, в свою очередь определенным образом организованы и именно в этой организации кроется «мудрость» их исторических, культурных начал.

Очевидно, что в социальной организации человек опирается на опыт предыдущих поколений, модифицированный посредством воспитания, трудовой деятельности (самореализации), образования (научного). Организующим началом является контроль поведения, управляемый традициями, законами и, наконец, совестью — своеобразным продуктом воспитания, образования, традиций и законов, т. е. культурой.

Для контроля и управления социальной организацией человеком создан инструмент – это государство. Государство как инструмент требует постоянного совершенствования и «специализации» в зависимости от исторической точки координат. Таким образом, социальная сфера или социальная организация людей, — это сложное образование, включающее в себя множество взаимосвязанных компонентов.

На протяжении веков универсальным ответом социальной организации людей на внешние и внутренние угрозы в истоках строительства цивилизации являлись религиозные учения. Сегодня этого уже недостаточно, нужны новые формы мобилизации интеллекта и инструменты контроля поведения.

С другой стороны, современный мир характеризуется появлением феномена «виртуальной реальности». Глобальные информационные сети и их социализация способны управлять поведением больших масс людей. Государство как инструмент социальной организации оказалось не способным эффективно влиять на эту «виртуальную реальность», а часто вмешательство государства лишь вредит делу. Требуются новые инструменты управления этой системой изнутри, где должны быть свои лидеры и вожди, свои ресурсы.

Комплексное представление о социальной организации дает основание утверждать, что управлять безопасностью человека можно лишь через его социальную организацию, стремясь повышать уровень безопасности на границах сфер.

Отсюда вытекает вывод о нашей ограниченной возможности избежать катастроф, но ограниченной лишь уровнем социальной организации. Другими словами, чтобы избежать индивидуальных угроз, нужно управлять собственным поведением. Чтобы избежать коллективных угроз, нужно управлять социальной организацией семьи, поселения, региона. Чтобы избежать национальных угроз, нужно управлять социальной организацией государства. Чтобы избежать цивилизационных угроз, нужно управлять организацией мирового сообщества. Безопасность человека подчинена соответствующему уровню социальных ресурсов [1, с. 12].

Изменения, которые происходят в нашем мире, воздействуют на природную, технологическую, информационную, социальную сферы и всю мегасистему в целом. Это приводит к тому, что цивилизация все ближе придвигается к точке бифуркации, когда даже слабое воздействие может перевести систему в иное качественное состояние; такой переход и есть «катастрофа» в определении «теории катастроф». Современное состояние можно назвать «нестабильно близким» к точке бифуркации.

Комплексная безопасность человека есть тот приоритет, от которого должна строиться вся архитектура безопасности. Только в этом случае не возникает ситуации, когда обеспечение какой-либо иной безопасности, например государственной, промышленной, информационной, военной и так далее, будет строиться во вред или вопреки интересам комплексной безопасности человека. Приоритет безопасности человека должен быть абсолютным. Только в этом случае можно построить эффективную систему обеспечения безопасности ХХI века.

Несомненно, все, что происходило и происходит в нашем мире, связано между собой и являет масштаб системного кризиса современной цивилизации. Этот кризис может стать для нас катастрофой в бытовом смысле этого слова. А может открыть новые возможности для дальнейшего развития человечества и нового расцвета цивилизации. Как двигаться дальше — вопрос открытый.

 

Список литературы

1. Воробьев Ю.Л. Комплексная безопасность человека как новая парадигма современной цивилизации // Проблемы анализа риска, том 8. 2011. № 2. С. 8-13.

2. Игнатович И.В. Экологическая безопасность человека (учебный практикум). – Москва, 1998. 432 с.

3. Шалунова М. Обеспечение безопасности человека. – Москва, 2009. 57 с.

4. Эпштейн М. Информационный взрыв и травма постмодерна // Звезда. – 1999. № 11. С. 216-227.


Педагогика безопасности: наука и образование : материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте