Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ

Опубликовано 16.11.2015

Микшевич Н.В.

Уральский государственный педагогический университет

г. Екатеринбург, Россия

 

Обострившиеся экологические проблемы привели к осмыслению человечеством сложившихся тенденций развития общества и разработке концепции устойчивого развития [1],предусматривающей развитие общества в гармонии с окружающей средой обитания и сохранением ее как место, средство и способ существования и для будущих поколений. Таким образом, сохранение биосферы является приоритетом устойчивого развития, поскольку речь идет о выживании человека как биологического вида, т.е. о его безопасности.

 

Переход к устойчивому развитию имеет временной характер и социальную составляющую. Последняя полагает высокий уровень экологической культуры общества, когда каждый его член понимает свою причастность, как к вопросам возникновения современных экологических проблем, так и к их решению. Этого невозможно достичь без экологического образования и воспитания, поскольку именно образование и воспитание являются теми инструментами, которые позволяют формировать общество, естественной задачей которого будет постоянная работа в направлении сохранения такого качества среды обитания, когда она не представляет опасности для человека и удовлетворяет его как место, средство и способ существования [1].

Задачи экологического образования должны соответствовать с одной стороны – масштабам проблем и их специфике, а с другой – социальной и возрастной структуре общества, поскольку именно оно призвано их решать.

С этих позиций очевидно, что экологическим образованием и воспитанием должны быть охвачены все возрастные и социальные группы общества, что определяет непрерывность процесса, которая обусловлена еще и тем обстоятельством, что по мере развития общества характер и масштабы воздействия человека на окружающую среду меняются, как меняется и сама окружающая среда [2]. И здесь педагогическим высшим учебным заведениям, в силу их специфики, отведена одна из главных ролей, а именно, подготовка преподавателей для школ и дошкольных учреждений, в задачу которых входит экологизация сознания учеников, формирование личности сознательно относящейся бережно к природной сред, разумно ее эксплуатирующей, реализующей впоследствии это отношение в трудовой и общественной деятельности на протяжении всей своей жизни. Чрезвычайно важно то, что в дальнейшем эти люди станут основой нашего общества и, что самое главное, должны быть проводниками, формирующими такое же отношение к окружающему миру у своих близких (в первую очередь у детей) и окружающих. Родители учащихся также представляют в этом отношении объект воздействия. Вышеизложенное лишний раз подчеркивает уникальную роль педагогических учебных заведений в формировании общества с необходимым уровнем экологической культуры. Особое место в данной работе отводится подразделениям педагогических вузов, готовящих преподавателей по безопасной жизнедеятельности, поскольку именно эта специализация полагает преподавание соответствующих разделов дисциплины в неразрывной связи с экологической безопасностью [3].

В этом плане для обеспечения эффективного подхода к процессу экологизации сознания учащихся преподаватель должен выполнять функции менеджера-эколога, который умело организует системную работу в школе в этом направлении. Именно системный анализ всех внутренних ресурсов школы позволяет включить в работу весь ее контингент, а анализ конкретных возможностей внешней среды школы позволяет, что очень важно, подключить к работе и эти ресурсы. Системный подход позволяет определить в контексте экологического образования и воспитания цель, пути и способы ее достижения, промежуточные задачи и сроки их выполнения, ответственных и систему контроля, т.е. определить экологическую политику школы. В соответствии с принципами экологического менеджмента следующим этапом такой работы должно быть добровольное и публичное принятие вышеуказанных обязательств с последующей регулярной публичной же всесторонней отчетностью. Такой подход позволяет реально привлечь к этой работе не только всех преподавателей и сотрудников школы и ее учащихся, но и контингент родителей и членов их семей. Использование внешних ресурсов и связей на фоне публичных обязательств и систематической отчетности позволит использовать дополнительные резервы, которые будут способствовать достижению поставленной цели [4].

Очень важным моментом является организация внешкольной части работы, которая должна, например, включать встречи учащихся (возможно, совместно с родителями) по вопросам, касающимся заявленной цели, с представителями администрации, различных инспектирующих организаций и т.п., которые лучше проводить предметно, с выездом на место.

Начальным этапом такой работы может стать составление экологического паспорта школы, но не в традиционном его варианте, а с учетом вышеуказанного системного подхода, который должен учесть и экологическую, и ресурсную составляющие безопасности.

 В итоге такой целенаправленной деятельности учебное заведение приобретает «зеленый» имидж, что накладывает дополнительные обязательства не только на учащихся и преподавательский состав, но и на представителей внешней среды, контактирующих со школой.

Поскольку конечной целью является повышение эффективности экологического образования и воспитания в школе, выпускники педагогических вузов по этому направлению, должны не просто раскрыть материал но, и это, пожалуй, самое главное, в реально осязаемых масштабах (регион, область, район, город, поселок) показать примеры экологически опасных воздействий и возможностей участия учащихся (и не только) в их минимизации. Такая работа должна вестись как во время уроков, так и на внеаудиторных занятиях.

Для решения такой задачи выпускники вузов должны уметь творчески применять в своей работе принципы экологического менеджмента.

 

Список литературы

  1.  Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР)": Пер. с англ./Под ред. и с послесл. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. —М.:Прогресс, 1989.
  2. Микшевич Н.В., Передерий О.Г. Экологическое образование в системе повышения квалификации как неотъемлемая часть непрерывного экологического образования. Международный конгресс ЮНЕСКО/ЮНЕП по образованию и подготовке кадров в области окружающей среды. Москва. 17 – 21 августа. 1987 г.
  3. Микшевич Н.В. Экологическое образование как необходимая составляющая системы обеспечения экологической безопасности общества. Культура безопасности: проблемы и перспективы. Материалы третьей международной научно-практической конференции, УрГПУ, Екатеринбург, 14 октября 2010 г.-99с.
  4. Микшевич Н.В. Повышение эффективности экологического образования - основной фактор формирования экологической культуры общества (системный подход). Экология в средней и высшей школе: синтез науки и образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Челябинск, 3 – 4 октября 2012 г. - 133с.

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте