Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

Педагогические особенности профилактики социальных отклонений среди подростков

Опубликовано 16.11.2015

Павлова Е.М.

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

г.Владимир, Россия

 

Поведение и поступки людей в обществе регулируются социальными нормами.

Социальные нормы подразумевают под собой образцы, стандарты и правила поведения, нарушения которых караются определенными санкциями со стороны государства. В обществе поведение человека достаточно часто выходит за рамки, допустимые нормами. Данное отклонение от нормы и является социальным отклонением. Под социальными отклонениями подразумевается поведение человека, его деятельность, которая противоречит общественным правилам и нормам.

 

В последнее время различные формы отклоняющегося поведения проявляются чаще именно у подростков.

Подростки – социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных физиологических, эмоциональных и поведенческих характеристик, особенностей социального положения, интересов и ценностей. Возраст ограничивается периодом с 14 до 18 лет (в психиатрии), с 10 – 11 до 15 лет (в психологии), с 13 до 18 лет (в педагогике).

Материалы исследования данной проблемы показывают, что у подростков в современном обществе все чаще проявляется такой вид отклоняющегося поведения, как вандализм.

«Так, если в 1995 году было зарегистрировано 2756 тысяч преступлений, в 2001 году – 2868 тысяч, а в 2005 году – 3115 тысяч преступлений. Причем в 1997 году по России было зафиксировано лишь 290 случаев вандализма, в 2000 – 572 случая, в 2001 – 680, в 2006 – 980 случаев. Ежегодный рост преступлений инкриминируемых как вандализм, с 1994 по 2002 год составил в среднем 18% в год, а с 2003 по 2005 год – 22%.».

Вандализм – форма делинквентного поведения; преступление против общественного порядка, которое проявляется в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

Первой формой вандализма закон признает осквернение, которое, проявляется в нанесении рисунков, надписей непристойного характера на фасадах зданий, заборах, рекламных щитах, и т. д. Пример: 8 октября в дежурную часть г. Коврова Владимирской области поступило заявление от настоятеля прихода строящегося храма Святой праведницы Анны о том, что в ночь с 6 на 7 октября красящим веществом черного цвета были нанесены надписи оскорбительного характера ("Слава дьяволу", "asyr hard") на металлической двери строящегося храма, входной двери в часовню и на деревянном поклонном кресте. [Вторая форма вандализма – порча общественного имущества. Под этим понимаются активные действия виновного, частично или полностью приводящие имущество в негодность для дальнейшего использования по назначению. Пример: Только в Санкт-Петербурге в 1991 г. убытки из-за регулярных поломок и хищений уличных таксофонов возросли в 4 раза по сравнению с 1989 г. На Московской железной дороге за один только 1992 г. было похищено 12 360 мягких сидений, повреждено 73 800 диванов, с сидений снято 251 тыс. кв. метров обшивки, разбито 49 800 кв. метров стекла.

Третья - порча имущества с уничтожением: поджог, взрыв, снос. Пример: В результате поджога уничтожена половина общей площади уникального памятника природы – Боголюбовского луга у храма Покрова-на-Нерли во Владимирской области. Огонь уничтожил множество редких растений и насекомых на территории луга.

Однако борьба с вандализмом, как свидетельствуют статистические данные, ведется недостаточно активно. В нашей стране проблемой искоренения вандализма никто не занимался, так как долгие годы он не укладывался в образ жизни российского общества.

На мой взгляд, более эффективными будут следующие направления профилактики вандализма, с учетом того, что они будут осуществляться не только в школе, но и в семье:

1) воспитание у детей уважительного отношения к национальному и культурному наследию, историческим ценностям, продуктам человеческого труда и творческой деятельности;

2) формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения, развитие чувства патриотизма, любви к своему отечеству, городу, дому, школе, семье во многом способствуют аккуратности и соблюдению порядка как во внешнем виде, так и во всем окружающем, нетерпимости к разрушениям и порче;

3) организация досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу;

4) устранение конфликтов учащихся с родителями, учителями, сверстниками, нормализация обстановки в семье и коллективе;

5) привлечение родительской общественности и органов ученического самоуправления. К правовой пропаганде в образовательных учреждениях следует привлекать родительскую общественность, особенно из числа правоведов, архитекторов, краеведов, историков, психологов, способных возбудить у ребят чувство ответственности за порядок в городе и любви к нему;

6) разработка совместно с учащимися документов, определяющих меры пресечения вандализма;

Комплексная педагогическая профилактика социальных отклонений, в частности вандализма, осуществляется на уроках истории, обществознания, религиоведения, также при помощи организации школьных музеев.

Подводя итог нужно сказать о том, что профилактика вандализма будет эффективной, если приложить усилия не только школы и семьи, но и осуществление работы на уровне законодательной власти.

 

Список литературы

1.Ватова Л.С. «Социально-психологические основания молодёжного вандализма и его профилактика». – М., 2007. – С.5

2. К вопросу о подростковом вандализме // Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века: Материалы 6-й конференции молодых ученых. - 4.2. - М.: ИВиРЛ РАО, 1998. - 112 с. - С. 16-17.

3. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детей: социально – правовые проблемы: Учебн. пособие для студентов вузов. – М., 2004. С. 159 -160.

4. Юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – 2-е изд.- М.: Институт новой экономики, 2010. – С. 30.

 


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте