Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

Педагогические особенности профилактики социальных отклонений среди подростков

Опубликовано 16.11.2015

Павлова Е.М.

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

г.Владимир, Россия

 

Поведение и поступки людей в обществе регулируются социальными нормами.

Социальные нормы подразумевают под собой образцы, стандарты и правила поведения, нарушения которых караются определенными санкциями со стороны государства. В обществе поведение человека достаточно часто выходит за рамки, допустимые нормами. Данное отклонение от нормы и является социальным отклонением. Под социальными отклонениями подразумевается поведение человека, его деятельность, которая противоречит общественным правилам и нормам.

 

В последнее время различные формы отклоняющегося поведения проявляются чаще именно у подростков.

Подростки – социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных физиологических, эмоциональных и поведенческих характеристик, особенностей социального положения, интересов и ценностей. Возраст ограничивается периодом с 14 до 18 лет (в психиатрии), с 10 – 11 до 15 лет (в психологии), с 13 до 18 лет (в педагогике).

Материалы исследования данной проблемы показывают, что у подростков в современном обществе все чаще проявляется такой вид отклоняющегося поведения, как вандализм.

«Так, если в 1995 году было зарегистрировано 2756 тысяч преступлений, в 2001 году – 2868 тысяч, а в 2005 году – 3115 тысяч преступлений. Причем в 1997 году по России было зафиксировано лишь 290 случаев вандализма, в 2000 – 572 случая, в 2001 – 680, в 2006 – 980 случаев. Ежегодный рост преступлений инкриминируемых как вандализм, с 1994 по 2002 год составил в среднем 18% в год, а с 2003 по 2005 год – 22%.».

Вандализм – форма делинквентного поведения; преступление против общественного порядка, которое проявляется в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.

Первой формой вандализма закон признает осквернение, которое, проявляется в нанесении рисунков, надписей непристойного характера на фасадах зданий, заборах, рекламных щитах, и т. д. Пример: 8 октября в дежурную часть г. Коврова Владимирской области поступило заявление от настоятеля прихода строящегося храма Святой праведницы Анны о том, что в ночь с 6 на 7 октября красящим веществом черного цвета были нанесены надписи оскорбительного характера ("Слава дьяволу", "asyr hard") на металлической двери строящегося храма, входной двери в часовню и на деревянном поклонном кресте. [Вторая форма вандализма – порча общественного имущества. Под этим понимаются активные действия виновного, частично или полностью приводящие имущество в негодность для дальнейшего использования по назначению. Пример: Только в Санкт-Петербурге в 1991 г. убытки из-за регулярных поломок и хищений уличных таксофонов возросли в 4 раза по сравнению с 1989 г. На Московской железной дороге за один только 1992 г. было похищено 12 360 мягких сидений, повреждено 73 800 диванов, с сидений снято 251 тыс. кв. метров обшивки, разбито 49 800 кв. метров стекла.

Третья - порча имущества с уничтожением: поджог, взрыв, снос. Пример: В результате поджога уничтожена половина общей площади уникального памятника природы – Боголюбовского луга у храма Покрова-на-Нерли во Владимирской области. Огонь уничтожил множество редких растений и насекомых на территории луга.

Однако борьба с вандализмом, как свидетельствуют статистические данные, ведется недостаточно активно. В нашей стране проблемой искоренения вандализма никто не занимался, так как долгие годы он не укладывался в образ жизни российского общества.

На мой взгляд, более эффективными будут следующие направления профилактики вандализма, с учетом того, что они будут осуществляться не только в школе, но и в семье:

1) воспитание у детей уважительного отношения к национальному и культурному наследию, историческим ценностям, продуктам человеческого труда и творческой деятельности;

2) формирование здорового образа жизни и законопослушного поведения, развитие чувства патриотизма, любви к своему отечеству, городу, дому, школе, семье во многом способствуют аккуратности и соблюдению порядка как во внешнем виде, так и во всем окружающем, нетерпимости к разрушениям и порче;

3) организация досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу;

4) устранение конфликтов учащихся с родителями, учителями, сверстниками, нормализация обстановки в семье и коллективе;

5) привлечение родительской общественности и органов ученического самоуправления. К правовой пропаганде в образовательных учреждениях следует привлекать родительскую общественность, особенно из числа правоведов, архитекторов, краеведов, историков, психологов, способных возбудить у ребят чувство ответственности за порядок в городе и любви к нему;

6) разработка совместно с учащимися документов, определяющих меры пресечения вандализма;

Комплексная педагогическая профилактика социальных отклонений, в частности вандализма, осуществляется на уроках истории, обществознания, религиоведения, также при помощи организации школьных музеев.

Подводя итог нужно сказать о том, что профилактика вандализма будет эффективной, если приложить усилия не только школы и семьи, но и осуществление работы на уровне законодательной власти.

 

Список литературы

1.Ватова Л.С. «Социально-психологические основания молодёжного вандализма и его профилактика». – М., 2007. – С.5

2. К вопросу о подростковом вандализме // Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века: Материалы 6-й конференции молодых ученых. - 4.2. - М.: ИВиРЛ РАО, 1998. - 112 с. - С. 16-17.

3. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детей: социально – правовые проблемы: Учебн. пособие для студентов вузов. – М., 2004. С. 159 -160.

4. Юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – 2-е изд.- М.: Институт новой экономики, 2010. – С. 30.

 


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте