Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Опубликовано 16.11.2015

Папулова Е.Г.

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

г.Владимир, Россия

 

Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. В последнее время в педагогике и психологии детства особую актуальность приобретает вопрос адаптации младших школьников к процессу обучения в общеобразовательной школе.

 

По мнению Мардахаева В. М., адаптация (от латинского adaptation – приспособление, прилаживание) – приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни. Адаптация – универсальное свойство живого, которое проявляется как в норме (здоровье), так и в патологии (болезнь) [1, с.11].

Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социального статуса и ведущей деятельности, требует определенной педагогической и психологической готовности ребенка. Нормальная адаптация в новых условиях во многом определяется уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной учебы необходимо, чтобы ученик сумел безболезненно принять новые правила и нормы поведения, понять и усвоить специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, относительную условность общения, чтобы отличить учительницу от бабушки, с которой можно капризничать.

Для успешной адаптации к школе, малышу необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе. Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Это вызывает существенные трудности в период адаптации.

Многие родители считают, что главное условие готовности к школе – объем знаний ребенка. Но готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений [2, с.9].

Следует отметить, что адаптация младших школьников находится в центре внимания: педагогики (Амонашвили Ш.А., Белова Г.А., Гранкина Е.Д., Кудрявцева Е.А., Подласый И.П. и другие) и психологии (Антонова Т.В., Дорофеева Г.А., Кудрявцев В.А., Петровский А.В. и другие).

Актуальность данного исследования обусловлена проблемой недостаточного объема реализации мероприятий по адаптации младших школьников к условиям классного коллектива в педагогической практике.

Наше исследование было проведено на базе МБОУ СОШ №15 города Владимира. Выборку составили учащиеся 1 класса (возраст 7-8 лет), количество человек 26.

В ходе педагогической адаптации первоклассников к школьной жизни, учителем в течение года систематически проводилась работа:

  • перед началом обучения было организовано общение с родителями для знакомства с семьями своих воспитанников;
  • в классе создана доброжелательная атмосфера, которая позволила детям быстро найти общий язык, как с друг другом, так и с учителем;
  • в учебной и внеклассной деятельности проводились творческие воспитательные дела, которые систематично вводили детей в школьную жизнь.

Для проведения эмпирических исследований на тему «Педагогические аспекты адаптации младших школьников» нами были проведены следующие методики: «Социометрия» (Дж. Морено), «Оценка уровня школьной мотивации» (Лусканова Н.Г.), «Градусник», проективные методики «Солнце, тучка, дождик» и «Что тебе нравится в школе?»

По результатам проведенной методики «Социометрия» были получены следующие данные: коллектив учащихся очень сплоченный, так как не имеет изолированных членов.

Также нами была проведена методика «Оценка уровня школьной мотивации» по Лускановой Н.Г. С её помощью было установлено, что 4 % детей очень активны на уроках, они с интересом изучают любые школьные дисциплины; 76% детей достаточно дисциплинированы, хотя иногда могут отходить от навязанных норм и правил; 11% детей положительно относятся к школе, но привлекает их в ней отнюдь не учебная деятельность, а общение со сверстниками; 9% детей неохотно посещают школу, могут пропустить уроки, это состояние характеризуется, как нестабильная дезадаптация.

Полученные нами результаты примененной в ходе исследования методики «Что тебе нравится в школе?» свидетельствуют о положительном отношении к школе всех детей исследуемого нами класса. Положительный эмоциональный настрой детей явился следствием профессиональной деятельности учителя, который проводил с учащимися не только уроки и внеклассные занятия, а также уделял большое внимание психическому состоянию младших школьников, и старался учесть особенности характера каждого воспитанника, выстраивал процесс педагогической адаптации детей на основе выявленных диагностических данных.

Таким образом, полученные в исследовании данные подтверждают нашу гипотезу о том, что социально - педагогическая деятельность с первоклассниками является успешной, во-первых, при обязательной организации диагностики по выявлению уровня адаптации школьников и, во-вторых, при применении обоснованных диагностическими данными соответствующих методов и форм педагогической адаптации детей к школьной жизни.

 

Список литературы

  1. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. / авт.-сост. Л.В. Мардахаев – М.: Издательский цент «Академия», 2002. – 368 с.
  2. Луговская А., Кравцова М., Шевнина О. Хочу в школу? Как пробудить у ребенка интерес к учебе. / А. Луговская, М. Кравцова, О. Шевнина – М.: Эксмо, 2006. – 224 с.

 


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте