Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Опубликовано 16.11.2015

Нечаева Е.И., Базаров А.И.

Старооскольский индустриальный техникум,

г. Старый Оскол, Россия

 

Право на здоровье и безопасные условия труда является важнейшим конституционным правом граждан РФ. В конституции Российской Федерации, раздел первый, глава 2 «Права и свободы человека и гражданина», статья 37, подчеркивается: «3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности труда и гигиены…..» [1].

 

Вопрос организации охраны труда, личной безопасности обучающихся является одним из наиболее важных и сложных в системе работы образовательного учреждения. Комплекс мероприятий в области охраны труда подразумевает такие направления деятельности, как создание безопасных условий обучающимся, соблюдение санитарно-гигиенического режима, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию норм и правил охраны труда.

Изучение вопросов безопасности труда в техникуме организуется и проводится на всех стадиях обучения с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Перед началом всех видов деятельности: учебных занятий, трудовой профессиональной деятельности, экскурсий, походов, соревнований, с обучающимися проводятся инструктажи по правилам безопасности с регистрацией в журнале установленной формы. Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных обучающимися знаний и навыков безопасных приемов труда.

Для создания безопасных условий по выполнению образовательных программ, к учебным кабинетам, мастерским и лабораториям предъявляются санитарно-гигиенические требования, требования по охране труда и технике безопасности: соответствие кабинета требованиям Ведомственных строительных норм; наличие инструкции по охране труда и технике безопасности общей для кабинета; наличие инструкции по охране труда на каждый вид работы; наличие акта разрешения на эксплуатацию кабинета, мастерской, лаборатории; соблюдение требований пожарной безопасности; соответствие освещенности требованиям санитарных норм; наличие памятки по оказанию доврачебной помощи при несчастном случае; наличие аптечки, спецодежды и средств индивидуальной защиты (если это необходимо для данного кабинета, мастерской, лаборатории). К производственной практике в условиях производства допускается обучающиеся не моложе 16-летнего возраста при условии ограничения продолжительности рабочего дня не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). С момента зачисления обучающихся в период практик в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации. На основании договоров, заключительных с предприятием, и приказов по предприятиям, в которых оговорены порядок и условия производственной практики обучающихся, старший мастер, мастера производственного обучения совместно с инженерами по безопасности труда предприятий перед выходом группы на предприятие организуют проведение с обучающимися инструктажей по технике безопасности [2].

Цель вводного инструктажа: дать учащимся общие сведения о безопасности труда, правилах внутреннего трудового распорядка, правилах поведения на территории предприятия, электробезопасности и оказания первой помощи, ознакомить с требованиями к спецодежде, обуви, личной и промышленной гигиены и санитарии [2].

Инструктаж на рабочем месте по безопасности труда, соблюдению правильных приемов и методов работы, технологической и производственной дисциплины проводится мастером производственного обучения техникума совместно с инженерно-техническими работниками предприятия. Инструктаж проводится в форме беседы.

Основной задачей при трудоустройстве на практику является предоставление обучающимися рабочих мест, дающих возможность планомерно изучить программу производственного обучения, освоить прогрессивную технологию и передовые методы труда, обеспечить на каждом рабочем местебезопасные условия работы, соответствующие требованиям учебной программы [3].

Каждый педагог должен помнить извлечение из законодательства РФ о том, что педагогические работники техникума «несут личную ответственность в соответствии с действующим законодательством за несчастные случаи, происшедшие с обучающимися во время учебно-воспитательного процесса в результате нарушения правил и норм охраны труда» [1].

 

Список литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст.265-272).

2. Охрана труда в образовательных учреждениях: пособие для административных работников / авт.- сост. А.М. Елин, А.К. Макаренго; под ред. Л.Н.Антоновой, А.И. Котовой, Л.Я. Олифиренко. – М.: Айрис-пресс, 2007. - 272 с.

3. Справочник мастера производственного обучения. Учебное пособие. Якуба Ю.А. - 3-е изд., доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 352с.

 


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте