Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

О ПРОБЛЕМЕ СОГЛАСОВАНИЯ ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫХ УРОВНЕЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Опубликовано 16.11.2015

Козубцов И.Н.

 Целью статьи является рассмотрение проблемы согласования второго и третьего образовательно-квалификационных уровней системы высшего образования.

 

 

Козубцов И.Н.

Научный центр связи и информатизации Военного института телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины „Киевский политехнический институт”

г. Киев, Украина

 

Постановка проблемы и связь ее с важными научными заданиями. Анализ проблемных вопросов и низкой эффективности подготовки молодых научных и научно-педагогических кадров (НК НПК) высшей квалификации в аспирантуре [1] и адъюнктуре [2] нами выявлено множество проблем, связанных с рассогласованностью. Дальнейшие исследования позволили конкретизировать эти проблемы, которые сводятся к одному отсутствию компетентной модели подготовки НК НПК в аспирантуре (адъюнктуре). Если бы на этом было все. Как оказалось, все связанно с тем, что существующая модель подготовки не имеет ни образовательно-квалификационной характеристики (ОКХ), и, соответственно образовательно-профессиональная программа (ОПП) реализует неизвестные до сего времени требования. Безусловно, такая система не будет иметь адекватную подсистему средств диагностирования качества подготовки НК НПК в аспирантуре (адъюнктуре). Таким образом, рассмотрим важную научную проблему, связанную с научно-исследовательской работой [3], выполненной по заказу Департамента военного образования и науки Украины.

Формулировка целей статьи. Целью статьи является рассмотрение проблемы согласования второго и третьего образовательно-квалификационных уровней системы высшего образования.

Анализ последних исследований и публикаций по проблеме. К современным публикациям следует отнести монографию Бедного Б.І., Мироноса А.А. [4]. Авторы раскрывают современное состояние и тенденции развития аспирантуры в контексте Национальных особенностей и Болонского процесса.

Глава ВАК России В. Филиппов у интервью еженедельной газеты научного общества «Поиск» оговорил о предстоящих трех экспериментах по положительным результатам будет определено направление реформирования системы научных степеней [5]. Он также отметил о необходимости лицензирования и аккредитации аспирантуры как полноценного третьего уровня системы высшего образования.

Материал исследования. Автором в рамках диссертационного исследования [5] предложено нормативные части ОКХ и ОПП, которые должны стать составляющими отраслевого стандарта высшего образования, разработанные с учетом специальностей ОКР «доктор философии». Вариативная часть ОКХ и ОПП за своей формой такая же, как и нормативная, относятся к стандарту высшего учебного заведения.

Сложным вопросом является согласование ОКР «магистр» и с ОКР «доктор философии». Различием являются направления подготовки и специальности ОКР «магистр» и ОКР «доктор философии», которые отвечают Перечню научных специальностей [6]. На рис. 1 наглядно представлена структура трех уровней высшего образования. Цифрами 1 обозначена квота численности набора аспирантов из числа выпускников-магистров ВНЗ. Цифрой 2 обозначена квота численности набора аспирантов из числа выпускников-магистров других ВНЗ, которые получили высшее образование за другим направлением и специальностью, но имеют умение к избранной научной специальности. Без сомнения, что выпускники аспирантуры из числа квоты внешних магистров негармонично будут учиться и не в состоянии сразу исполнять обязанности научно-педагогических кадров этого ВНЗ. Вот тут-то и возникает главный вектор направления будущих диссертационных исследований по согласованию подобного случая. С такой же проблемой сталкиваются при подготовке специалистов не только педагогики безопасности, но и информационной, т.е. проблема имеет многогранную природу.

 

Рис. 1. Структура трех уровней высшего образования и их барьеров

 

Выводы. Таким образом, мы в явном виде выделили два уровня системы высшего образования, на которых происходит рассогласование системы.

Новизна исследования. Новизной работы является впервые оговоренная проблема, которая приводит к возникновению новой проблемы в системе высшего образования.

Перспективы последующих исследований и направлений. В первую очередь на разработку ОКХ и ОПП согласованных со вторым уровнем системы высшего образования.

 

Список литературы

1. Козубцов И.Н. Проблема подготовки молодых научно-педагогических кадров в аспирантуре / И.Н. Козубцов, Л.С. Козубцова // Научно-технический журнал "Новые технологии в образовании". – Воронеж. Мастеринг, 2009. – №5. – С. 86 – 88.

2. Козубцов И.Н. Проблема подготовки молодых научно-педагогических кадров для высших военных учебных заведений в адъюнктуре / И.Н. Козубцов, Л.С. Козубцова // Становление и развитие военной педагогики в России; материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию со дня рождения выдающегося военного педагога и психолога Барабанщикова А.В. (г. Пенза 7 – 9 октября 2009 г.). – Пенза. Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, Военный университет Министерства обороны РФ, 2009. – С. 182 – 185.

3. Тенденції та перспективи інноваційного розвитку системи військової освіти: звіт про НДР „Перспектива-ВО” (Заключний). – К.: ВІТІ НТУУ «КПІ», 2012 – 101 с.

4. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. – 219 с.

5. Шаталова Н. PHD, DBA, DPA... ВАК Готовит радикальную реформу. [Електронний ресурс] Газета Поиск: научная политика №10(2013) от 08.03.2013 – Режим доступу URL: http://www.poisknews.ru/theme/science-politic/5429/

6. Про затвердження Переліку наукових спеціальностей МОНмолодьспорт України; Наказ, Перелік від 14.09.2011 № 1057 // Офіційний вісник України від 17.10.2011 — 2011 р., № 78, стор. 215, стаття 2893, код акту 58517/2011. [Електронний ресурс] – Режим доступу URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z1133-11/print1361865996710152

 


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте