Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Опубликовано 16.11.2015

Дмитриенко Э.Р.

Современная ситуация, социальная нестабильность, изменение жизненных ориентиров, кризис ценностей, социальная апатия не могут не отражаться на только формирующимся мировоззрении современного школьника.     

В целях изучения вопроса формирования у детей культуры безопасного поведения, нами проведено специальное исследование на базе МБОУ СОШ №9 города Октябрьский Республики Башкортостан. Путем анонимного анкетирования были опрошены обучающиеся 9-11 классов. 

 

 

Дмитриенко Э.Р.

МБОУ СОШ №9 г. Октябрьский РБ

 

Современная ситуация, социальная нестабильность, изменение жизненных ориентиров, кризис ценностей, социальная апатия не могут не отражаться на только формирующимся мировоззрении современного школьника.     

Анализ отечественной литературы показал, что культура безопасного поведения формируется в человеке постепенно. И выражается в готовности человека к здоровому образу жизни, обучение правилам, дисциплине и нормам поведения в условиях повседневной жизни и экстремальных ситуациях. Человека психически здорового и личностно развитого, способного самостоятельно справляться с собственными жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ, т.е. личности безопасного типа поведения.

В связи с вышеизложенным, в целях изучения вопроса формирования у детей культуры безопасного поведения, нами проведено специальное исследование на базе МБОУ СОШ №9 города Октябрьский Республики Башкортостан. Путем анонимного анкетирования были опрошены обучающиеся 9-11 классов.

В процессе исследования мы исходили из следующей гипотезы: характер поведения современного подростка будет безопасным, если сформирована мотивация к охране своей жизни и здоровья – стремление обеспечит личную безопасность и сформированы патриотические качества и активная гражданская позиция - стремление обеспечить безопасность окружающих.

Проведенное нами исследование показало, что у большинства подростков сформирована культура безопасного поведения. Так как практически каждый стремится обеспечить личную безопасность. Значительная часть подростков (55,5%) признают здоровье как приоритетную ценность и как средство достижения жизненных целей. Школьники знают и реально оценивают факторы, которые негативно влияют на здоровье индивида в современных условиях, указывая, в первую очередь, на вредные привычки (53,4%).

Не секрет, что двигательная активность способствует формированию одной из важных потребностей ребенка в здоровом образе жизни. По нашим данным 84% подростков активно занимаются физической культурой и спортом самостоятельно и в спортивных кружках.

Известно, что на отношение детей к физической культуре, к вредным привычкам и на их образ жизни в целом несомненное влияние оказывают семейные традиции и образ жизни самих родителей. С этим согласуются и ответы самих респондентов: по мнению 32,6% подростков главная роль в формировании здорового образа жизни принадлежит родителям.

Привычки, сопряженные с риском для здоровья, являются неотъемлемой и характерной чертой процесса взросления, так как зачастую способствуют формированию у молодого человека ощущения своей «взрослости». По результатам нашего опроса об опыте знакомства с алкоголем подтвердили 22,7% респондентов (19,4% девушек и 20% юношей). Из числа потребителей алкогольных напитков употребляют по праздникам и не чаще одного раза в месяц по 20,7% подростков, и девушек, и юношей, не реже одного раза в неделю - 2% респондентов.

Опыт употребления наркотических веществ у наших респондентов отсутствует. Большинство (84,8%) из них не употребляют наркотики, потому что не хотят вредить своему здоровью, бояться осуждения родственников, близких людей (3,4%), считают, что это глупо и существуют другие способы поднятия настроения (11,8%).

Что же касается стремления обеспечить безопасность окружающих, дело обстоит следующим образом. По данным нашего исследования каждый второй юноша готов отстаивать интересы Отечества (51,6). Между тем есть и такие, которые не готовы выполнить гражданский долг (30,2%). Большинство подростков (84,8%) гордятся своей Родиной. Каждый второй подросток (50,9%) отказался бы покинуть Родину и постоянно жить за границей, если бы ему предложили, каждый третий (30,1%) дал противоположный ответ.

Таким образом, проведенное исследование показало, что большинство школьников стремиться обеспечить собственную безопасность и безопасность окружающих. Результаты исследования на наш взгляд оказались хорошими. У большинства респондентов присутствует культура безопасного поведения.

Проанализировав работу, которая ведется в нашем образовательном учреждении по развитию культуры безопасного поведения, мы выяснили что, в нашей школе функционирует общественный наркологический пост, который ведет профилактическую работу для формирования у обучающихся навыков здорового образа жизни и устойчивого нравственно-психологического неприятия злоупотребления психоактивных веществ. Проводится работа в области военно-патриотического воспитания, школьники активно участвуют такого рода мероприятиях. Не менее важную роль играют акции, например «Подросток», направленные на профилактику употребления психоактивных веществ. Ежегодно проводятся конференции на тему здорового образа жизни.

 


 

 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте