Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

Комплексная безопасность дошкольного образовательного учреждения

Опубликовано 15.11.2015

Григорьева И.Ю.

Заведующий МАДОУ «Детский сад №28»

Григорьев Ю.А.

 Уральский государственный педагогический университет,

г. Екатеринбург, Россия

 

Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3-4 раза выше, чем в других странах). В настоящее время в стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, a c учетом членов их семей - более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности образовательных учреждений в системе национальной безопасности России [1, 2].

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности [0].

В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения.

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Муниципального образования город Ирбит «Детский сад № 28» была создана и реализована программа комплексной безопасности образовательного учреждения на 2011 – 2012г.г.

Основные задачив области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

  1. Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно - правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
  2. Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
  3. Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
  4. Профилактика производственного травматизма;
  5. Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
  6. Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  7. Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
  8. Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма,
  9. Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

Направления комплексной безопасности в ДОУ:

Основные направления деятельности администрации по обеспечению безопасности в детском саду:

-пожарная безопасность;

-Антитеррористическая безопасность и противодействие терроризму и экстремизму;

- Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- Электобезопасность;

- Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований,

- Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников;

 -Обеспечение охраны труда сотрудников МАДОУ.

Программа комплексной безопасности в ДОУ направлена:

  1.  На детей дошкольного образовательного учреждения;
  2.  На семью детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение;
  3.  На педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения.

Работа c дошкольниками: развитие компетентности, обучение умениям действовать в условиях ЧС; занятия c детьми по основам безопасности жизнедеятельности; проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.

Работа с родителями: организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ДОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей; организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ДОУ; повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ДОУ; привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания образовательных услуг.

Персонал ДОУ: подготовка работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму; проведение встреч работающего состава c представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности ДОУ.

Формы работы:

Основными формами работы, направленными на обеспечение комплексной безопасности МАДОУ «Детский сад № 28» г. Ирбит, являются: организаторская; воспитательная; профилактическая и методическая.

Первичным этапом организаторской работы является анализ состояния безопасности и создание на его основе инструктивно-распорядительных документов. Важнейшей частью этой работы является планирование и проведение мероприятий по предупреждению ситуаций, представляющих угрозу жизни и здоровью воспитанников и сотрудников ДОУ и контроль выполнения инструктивно-распорядительных документов и иных нормативных правовых актов по обеспечению безопасности.

В рамках воспитательной работы в ДОУ организуются: разъяснительная работа в группах и коллективах по безопасности; беседы и инструктивные занятия с воспитанниками и работниками по безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях; встречи с представителями правоохранительных органов и других силовых структур; доведение информации по проблемам безопасности и рекомендаций по безопасному поведению воспитанников на родительских собраниях; оформление наглядной агитации по тематике безопасности; проведение инструктажей по охране труда и технике безопасности; показ учебных и документальных фильмов.

В профилактических целях в детском саду в установленное время проводятся: периодические осмотры помещений; контроль технического состояния конструкций здания и систем жизнеобеспечения (водопровода и канализации, вентиляции воздуха, водяного отопления, электрических сетей и т.п.); осмотры территории, ограждения, входных ворот и калиток; проверка состояния наружного освещения; проверка функционирования охранных систем.

Методическая работа, проводимая в ДОУ, предусматривает разработку: руководящих документов; основополагающих локальных нормативных актов; инструкций по вопросам безопасности, охране труда и технике безопасности; методических документов и рекомендаций; памяток по тематике безопасности для конкретного круга пользователей этими документами; планов-схем эвакуации воспитанников и сотрудников; инструкций по действиям в чрезвычайной ситуации.

Программа безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении обеспечит создание условий (нормативных, кадровых, материально-технических и т.д.) для качественного, своевременного решения проблем обеспечения безопасности для участников образовательного процесса в ДОУ. Для этого необходимо: совершенствовать механизмы управления безопасностью образовательного пространства, организовать распределение обязанностей, совершенствовать планирование мероприятий безопасности образовательного процесса и механизмы достижения конкретных результатов в области формирования безопасного образовательного пространства, разрабатывать и внедрять методы мониторинга условий воспитания и обучения в ДОУ, обучать целевые группы (руководитель, медицинский персонал, воспитатели, воспитанники) по вопросам формирования безопасного образовательного пространства и формированию культуры безопасности.

 

Список литературы

  1. Петров, С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст] / С.В.Петров. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.
  2. Худик, В.А. Организация условий безопасности жизнедеятельности дошкольников. [Текст] / В.А. Худик, И.В. Тельнюк // Детский сад. - 2006. - № 4. - С. 60- 62.
  3. Репин Ю.В., Мельникова Н.Ф.Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Ю. В. Репин, Н. Ф. Мельникова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : 2005. - 158 с.

Педагогика безопасности: наука и образование : материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте