Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

К ВОПРОСУ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗДЕЛА «ОХРАНА ТРУДА» В ВКР

Опубликовано 16.11.2015

Крайнюк Е.В.,

Буц Ю.В.,

Вопросы безопасности новых технологий, средств производства и защиты от чрезвычайных ситуаций должны решаться уже на стадии проектирования. Поэтому завершающим этапом изучения вопросов охраны труда и безопасности в чрезвычайных ситуаций студентами технических вузов является обязательная разработка ими при дипломном проектировании раздела «Охрана труда и безопасность в чрезвычайных ситуациях». 

 

 

Крайнюк Е.В.,

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет,

Буц Ю.В.,

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

Г. Харьков, Украина

 

Современное общество постоянно подвергается техногенным, природным, социальным и другим опасностям, вызывающим социальный и экономический ущерб. Обеспечение безопасности человека в разных сферах его деятельности, сокращение числа чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев, катастроф, аварий, пожаров, сохранения стойкости и резистентности биосферы в условиях растущей нагрузки одни из самых актуальных вопросов современности. Успешное решение этой проблемы во многом зависит от подготовки работников автомобильно-дорожной отрасли в сфере охраны труда.

Согласно Закона Украины «Об охране труда» и Закона Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» [1, 2] вопросы безопасности новых технологий, средств производства и защиты от чрезвычайных ситуаций должны решаться уже на стадии проектирования. Поэтому завершающим этапом изучения вопросов охраны труда и безопасности в чрезвычайных ситуаций студентами технических вузов является обязательная разработка ими при дипломном проектировании раздела «Охрана труда и безопасность в чрезвычайных ситуациях».

В соответствии с Приказом [3] «Об организации и совершенствовании обучения по вопросам охраны труда, БЖД и гражданской защиты» в ВУЗЕ Украины в дипломных проектах бакалавров включают отдельный раздел «Охрана труда», специалистов и магистров - отдельный раздел «Охрана труда и безопасность в чрезвычайных ситуациях».

По данным Международного бюро труда в результате несчастных случаев на производстве в мире ежегодно погибают свыше 2 млн. людей и травмируются 270 тыс., ущерб составляет больше 1,2 трлн. долларов США - 4% мирового валового продукта. По статистическим данным на предприятиях Украины ежедневно травмируются в среднем 25-30 чел. По количеству несчастных случаев на 100 тыс. работающих Украина занимает ведущее место по сравнению с экономически развитыми странами.

Профилактикой травматизма на производстве может стать повышение компетентности инженерно-технического персонала. Уровень безопасности в автомобильно-дорожной отрасли определяется наличием квалифицированных кадров, ответственность за подготовку которых несет высшее учебное заведение. Одной из главных задач ВУЗа является подготовка профессиональных и компетентных кадров, способных на рабочих местах решать проблемные вопросы охраны труда и предотвращать возникновение чрезвычайных ситуаций.

Основной целью разработки вопросов охраны труда в дипломном проектировании является систематизация и углубление теоретических и практических знаний в области управления охраной труда согласно выбранной специальности. Кроме того при проектировании достигается систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний; углубленное изучение студентом одного из направлений в разработке методик совершенствования организации безопасности труда.

В разделе «Охрана труда» должны быть рассмотрены следующие основные вопросы:

- анализ потенциальных опасностей проектируемого объекта, прибора или технологического процесса при разработке или эксплуатации;

- оценка возможных вредных факторов (сравнение их максимально возможных значений с допустимыми стандартами);

- разработка мероприятий по охране труда, включая проектные расчеты по созданию безопасных и допустимых условий труда;

- обоснование выбора комплекса мероприятий, средств, которые обеспечивают достаточную безопасность персонала и населения от потенциально негативных явлений;

- разработка и расчет проектируемых защитных средств и их надежности.

К потенциальным опасностям для работающих могут быть отнесены: незащищенные подвижные части машин и механизмов; движущиеся объекты; системы, работающие под давлением; погрузочно-разгрузочные работы; работы на высоте; земляные работы; электрический ток, статичное электричество; ионизирующие, электромагнитные, лазерные, инфракрасные и ультрафиолетовое излучение; вибрация, шум, ультра- и инфразвуковые колебания, химические, пожаро- и взрывоопасные вещества; неудовлетворительные метеорологические условия; недостаточная освещения; нерациональная организация рабочих мест и низкие эргономичные качества изделий; чрезмерное загрязнение отходами производства атмосферного воздуха, сточными водами природных объектов, почв.

Тематику раздела «Охрана труда» должна отвечать теме дипломной работы. Для студентов механического факультета ХНАДУ данный раздел может вмещать описание норм безопасности, заложенных в конструкции машины, для этого студентом определяется перечень основных приборов и устройств безопасности машины, которыми должен быть оборудованный кран. Проектируемые инженерно-технические решения, организационные мероприятия и рекомендации должны отвечать требованиям законодательства из охраны труда.

Для студентов автомобильного факультета раздел должен включать вопрос охраны труда при ремонте, техническом обслуживании и хранении машин. Студентам рекомендуется рассмотреть систему управления охраной труда в авторемонтных организациях, автотранспортных цехах, организациях, оказывающих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств.

Для студентов транспортного факультета целесообразно выявить наиболее уязвимые места в организации и технологии перевозки опасных грузов: токсичных, пожаро- и взрывоопасных; провести анализ статистических данных аварийности при перевозке опасных веществ, использовать оценку риска, как количественной меры безопасности, что позволяет разработать и обосновать комплекс организационно-технических мероприятий.

Тематика раздела «Охрана труда» работ студентов дорожно-строительного факультета тесно связана с требованиями современной жизни. Мероприятия по безопасности труда должны органично входить в комплекс вопросов проектирования, строительства автомобильных дорог, мостов, тоннелей и организации производства работ.

Студенты специальности «автомобильные дороги и аэродромы» в квалификационной работе могут предложить противопожарные мероприятия при выполнении дорожно-строительных работ; санитарно-гигиенические требования при проектировании строительных площадок, расчет безопасного укоса выемки, траншеи, насыпи, расчет безопасного расстояния для работы дорожно-строительных машин, средства защиты от пыли, профилактику вредного действия производственной вибрации, расчет освещения производственных площадок, обеспечения безопасности при работе крана, безопасные условия эксплуатации землеройно-транспортных машин и механизмов (экскаватор, бульдозер, автогрейдер).

Таким образом, при подготовке и написании разделов «Охрана труда» в выпускных квалификационных работах обязательно учитывать состояние травматизма, профессиональных заболеваний и обеспечения охраны труда на современном этапе. Необходимо также учитывать особенности и специфику подготовки и специальности будущих специалистов и ориентировать их на основные тенденции улучшения охраны труда в автомобильно-дорожной отрасли.

 

Список литературы

1. Закон Украины «Об охране труда» № 2695 - XII от 14.10.92.

2. Закон Украины «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» № 1809 - III от 08.06.2000.

3. Об организации и совершенствовании обучения по вопросам охраны труда, безопасности жизнедеятельности и гражданской защиты в высших учебных заведениях Украины, Приказ МОНУ, МЧС и Госпромнадзор № 969/922/216 от 21.10.2010.

 


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте