Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ и ПРОПАГАНДЫ в области БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Опубликовано 16.11.2015

Кульчицькая М.О.

Львовский государственный университет безопасности жизнедеятельности

г. Львов, Украина

 

Жизнь современного общества немыслима без информации. Ежедневные выпуски новостей буквально преследуют человека, давая ему самую актуальную и оперативную информацию. В этом процессе можно наблюдать характерную тенденцию – очень мощное и интенсивное отображение катастроф и чрезвычайных ситуаций не смотря на то, где, в какой части света они произошли. Действительно сознание современного человека готово к таким масштабным сообщениям.

 

Люди не привыкли думать о последствиях своих действий. Они стали глухими и слишком самоуверенными, живя за принципом “со мной этого просто не может произойти”. Их беспечность, подкрепленную новым, отличным от традиционных моделей безопасности, способом ведения хозяйства, работы и жизни, нужно переформатировать. Это процесс не одного дня. Сначала надо дать шанс будущим поколениям просто выжить – приучить их к жизни с потенциальными угрозами, но не как людей, панически ждущих, что с ними в любой момент может что-то произойти. Надо приучить их быть внимательными, уметь анализировать и брать на себя ответственность, самостоятельно реагировать на реальную или прогнозированную опасность, правильно с точки зрения безопасности действовать в непредвиденных катастрофических, кризисных обстоятельствах.

Говоря про современное понимание безопасности жизнедеятельности, необходимо в первую очередь делать акцент на обучении молодежи безопасному рациональному поведению и возможностях индивидуальной защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях, аккумулировании и передаче опыта алгоритмических действий в разноаспектных проблемных ситуациях, возможных в современном глобализированном мире. Стараясь преобразовать мировоззрение наших приемников, в первую очередь следует приложить максимум усилий для поднятия и поддержания соответствующего уровня общей культуры безопасности и соответственно человека как ее субъекта. Одним из путей решения этих проблем может быть систематическое взаимодополняющее на всех этапах человеческой жизнедеятельности обучение, разъяснение и профилактика не какой-то одной, а серии, ряда проблемных ситуаций, потенциальных угроз и небезопасных действий. Способ объединения этих трех составляющих достижения устойчивого позитивного результата в сфере безопасности жизнедеятельности должен иметь и сильное убеждающее воздействие. Поскольку все люди независимо от возраста имеют общие характерные особенности психоэмоционального восприятия надо использовать такой способ, который позволяет объединять эффективность источника информации, определенное достаточное ее количество и ситуации информирования. Такой способ есть и давно результативно используется, но, к сожалению, чаще всего во время войны и политических баталий. Это проверенная временем и идеологической системой разработка, влияние которой на массовое сознание и поведение людей остается таким же сильным и сегодня.

Речь идет о листовках или информационных листках. К сожалению, их роль в наших каждодневных реалиях существенно недооценивают. Тогда, как эти малогабаритные печатные издания имеют целый ряд преимуществ. Они удобны в чтении, поскольку небольшой формат требует четкого логического раскрытия одной проблемы. Это важно и для молодежи, которую отталкивают длинные тексты, и для занятых работой граждан, у которых тоже мало времени на чтение. Листки мобильны – их можно разместить практически в любом месте и раздавать такими способами, на которые хватит фантазии организаторам акций. Их содержание доступно для всех без исключения, если хорошо продумать их оформление, ориентируясь на разные виды психического восприятия информации. Беря во внимание современные печатные возможности, можно сказать, что они супероперативные. Поэтому их легко использовать как при неожиданно возникших ситуациях, так и регулярно готовя к определенным сезонным или периодически возможным чрезвычайным ситуациям. Они просты и доходчивы, привлекательны и пребывая определенное время на виду, например, в школьной раздевалке или на остановке, однозначно будут прочитаны и даже прокомментированы. Это очень хорошее средство постоянного напоминания про необходимые индивидуальные действия в проблемных моментах и возможность упредить стихийное массовое поведение и панику, поскольку они дают тот минимум знаний о возможных опасностях и способах противодействия им, благодаря которому уменьшается возможность возникновения страха, уменьшается эффект неожиданности (где-то это уже было) происходящего. Тогда человек получает возможность чувствовать себя активным субъектом, способным влиять на события. Они же позволяют компенсировать дефицит надежной информации (например, что делать, когда разбился градусник) и легко позволяют передавать ее как средство межличностного общения. А по силе визуального воздействия качественно выполненные листки мало чем поступаются искусству плаката, которое в США сейчас очень высоко оценивают и даже перенимают опыт их изготовления. Так почему не усовершенствовать этот опыт (зафиксированный, например, в “Методических рекомендациях по проектированию и выпуску плакатов по охране труда и укреплению здоровья работающих (1984)) согласно с новейшими разработками по психологии, практической лингвистики, полиграфии и т.д.

Для привлечения внимания молодежи, более активного участия или развития у молодых людей интереса к такого рода информационным блокам можно предложить им самим создать единичные или серийные изображения на тему безопасности жизнедеятельности в той или иной ситуации. Такой метод сделает возможным творчески осмыслить и закрепить полученные знания, моделируя при этом в воображении те опасные ситуации, про которые сначала сложилось только слуховое, неконкретизированное впечатление. В виде эксперимента можно было бы попробовать создавать баннеры на правах социальной рекламы или соответствующие интеллект-карты и рисунки детей. Кстати, метод создания своих интеллект-карт во время обучения в качестве осмысленного обобщения рассмотренного материала или отдельных тем по безопасности жизнедеятельности представляется хорошим способом творческого подхода, переживания и запоминания необходимой информации.

Благодаря таким минимальным действиям, которые в силах произвести любой человек самостоятельно или коллективно, усиливается формирование устойчивых установок, направленных на укоренение в сознании людей правил и алгоритмов безопасного поведения и жизнедеятельности. Что, в свою очередь, позволит реально повысить уровень общей безопасности как каждого индивида отдельно и всех граждан вместе, получающих реальную возможность четко определять уровень угрозы и на основе знаний про типичные модели поведения в той или иной ситуации сохранять спокойное мышление, не паниковать и искать эффективные пути выхода из нее.

 

Список литературы

  1. Власова Л.М., Сапронов В.В., Фрумкина Е.С., Шершнев Л.И. Безопасность жизнедеятельности: Современный комплекс проблем безопасности : Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений // Под. ред. В.Сапронова. – Москва, 2009. – 110 с.
  2. Гафнер В.В. Новое мышление как основа безопасной жизнедеятельности // Идеи космизма в педагогике и современном образовании: Материалы науч.-пед. конф., Екатеринбург, 5-6 дек. 2003г. / Отв. ред. Б.В. Емельянов, О.А. Уроженко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – С. 58-68.
  3. Методические рекомендации по проектированию и выпуску плакатов по охране труда и укреплению здоровья работающих (1984) : Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-postanovlenija/q0p.htm
  4. Психологическое воздействие печатными и изобразительными средствами : Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.psibook.com/14/27.html

 


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте