Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Опубликовано 16.11.2015

Морозов В.И.

Удмуртский государственный университет,

г. Ижевск, Россия

 

Негативные воздействия факторов окружающей среды проявляются, главным образом, в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы, формируются основные методы медико-психологической защиты. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.

 Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряженность. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией жизненных внутренних ресурсов, у других – снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда, воспитания, осведомленности о происходящих событиях и понимания степени опасности.

Таким образом, знание основ безопасности жизнедеятельности необходимо каждому современному человеку. А представителям профессий, главной задачей которых является непосредственная работа с людьми, эти знания профессионально необходимы. Они помогают лучше понимать и оценивать свои и чужие поступки, глубже проникать в психические состояния, причины которых не всегда лежат на поверхности и не всегда на самом деле таковы, какими нам представляются. Важно не просто понимать, но и правильно действовать, а также корректировать, в случае необходимости, свое и чужое поведение. Это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Одна из задач основ безопасности жизнедеятельности – обучение людей способам поведения, которые помогут им успешнее решать и, по возможности, не создавать личные и межличностные проблемы. Опытный специалист, владеющий основами безопасности жизнедеятельности, часто сразу видит ошибочные действия, порождающие и усугубляющие проблемы, которые окружающим кажутся возникающими сами по себе или по вине других людей и обстоятельств.

Иногда человек на уровне сознания вполне понимает, что нужно делать в сложившейся ситуации, но не может найти в себе сил и решительности для этих действий, предпочитая смириться, как он считает, с непреодолимой ситуацией. Специалисты, владеющие основами безопасности жизнедеятельности, должны уметь отличить ситуацию, объективно неразрешимую (по крайней мере, собственными усилиями), от ситуации, которую данный человек принимает за неразрешимую, снимая с себя ответственность за принятие решений и действия по ее преодолению.

Постановление Правительства РФ № 547 от 4 сентября 2003 года определило основные вопросы «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1]. В нем говорится о том, что подготовка должна носить всеобщий, государственный характер и проводиться по всем возрастным и социальным группам, начиная от дошкольных учреждений и кончая неработающим населением по месту жительства. А подготовка учащейся молодежи должна проводиться в учебных заведениях в учебное время по программам «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности».

В целях проверки подготовки населения, привития ему практических навыков для разумных и расчетливых действий в чрезвычайных ситуациях Правительство РФ требует регулярно проводить учения и тренировки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их организационно-правовых норм. Поэтому формирование таких психологических качеств как инициатива, быстрота реакции, решительность, способность противостоять страху и панике, выдерживать предельные физические нагрузки, должно стать неотъемлемой составной частью всей системы обучения студентов, и, в первую очередь, обучающихся по специальностям «Безопасность жизнедеятельности» и «Защита в чрезвычайных ситуациях».

Поэтому необычайно актуальными в настоящее время являются проблемы обучения специалистов, участвующих в предупреждении и ликвидации последствий катастроф, вопросам психологических особенностей поведения населения в чрезвычайных ситуациях, а также методам управления психическим состоянием населения и спасателей при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ № 547 от 4 сентября 2003 года «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте