Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

БЕЗОПАСНОСТЬ И РИСК В ПЕДАГОГИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Опубликовано 15.11.2015

Дикань С.А.

Список угроз человеку со стороны среды его обитания постоянно удлиняется. В него входят стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, войны, вооруженные конфликты, террористические и криминальные проявления и т.д.

 

Дикань С.А.

 Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка,

г. Полтава, Украина

 

Проблема безопасности человека в современной ее формулировке впервые была поставлена в Докладе Программы развития ООН (ПРООН) от 1994 г., где были выделены семь основных элементов [6]:

1) экономическая безопасность;

2) продовольственная безопасность;

3) медицинская безопасность;

4) экологическая безопасность;

5) безопасность человека;

6) безопасность сообществ;

7) политическая безопасность.

С тех пор актуальность защиты индивидуума от критических угроз его существованию и благополучию существенно выросла. Список угроз человеку со стороны среды его обитания постоянно удлиняется. В него входят стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, войны, вооруженные конфликты, террористические и криминальные проявления и т.д. Украинский исследователь в области национальной безопасности, автор первого в странах СНГ словаря-справочника «Государственное управление в сфере национальной безопасности» (2012 г.), профессор Григорий Ситник считает, что «безопасность – это обеспечение всем гражданам государства надлежащих условий для их самореализации, защита их жизни, свободы, собственности от посягательства со стороны любого отдельного человека, организации, общества или государства» [2]. Государственный стандарт Украины ДСТУ 2293-99 определяет безопасность как состояние защищенности личности и общества от риска понести ущерб. Зарубежные авторы обращают внимание на то, что безопасность человека (humansecurity) состоит в защите «жизненного ядра всех человеческих жизней путем, который обеспечивает свободы человека и его самореализацию», а также в «защите от критических (интенсивных) и масштабных (всеохватывающих) угроз и ситуаций» [5]. Вместе с тем, что именно следует считать этим «жизненным ядром», все еще окончательно не определено. Исследователь в области международной и национальной безопасности Владимир Липкан (г. Киев) предлагает свою типизацию понятия «безопасность». Он различает:

1) безопасность как состояние защищенности от чего-либо,

2) безопасность как отсутствие угроз и опасностей,

3) безопасность как систему мероприятий, направленных на создание определенных безопасных условий,

4) безопасность как выполнение установленных норм и правил [1].

Эти идеи, в целом, корреспондируются с известными в Европе попытками рассматривать безопасность человека в самом широком контексте – как «свободу от страха» (freedomfromfear) и как «свободу от нужды» (freedomfromwant). В первом случае речь идет о защите от насилия во всех его формах, т.е. от опасностей социального характера, во втором – о защите от стихийных бедствий, голода, болезней, техногенных аварий и катастроф, т.е. опасностей природного и техногенного характера. В университетском курсе «Безопасность жизнедеятельности», как правило, уделяется достаточно внимания классификации опасностей: по происхождению (природные, техногенные, социальные – всего 6 групп), по характеру воздействия на человека (всего 5 групп), по времени проявления отрицательных последствий (импульсивные и кумулятивные) и т.д. В большинстве случаев опасность носит скрытый, латентный характер и реализуется далеко не всегда. Опасность – понятие относительное. Ее объективация невозможна без численной оценки. Числовой характеристикой опасности является риск. Очень важно научиться правильно оценивать (измерять) риски. Только оценив риск численно, можно получить ответы на вопросы: 1) приемлемы ли существующие риски? 2) какие из неприемлемых рисков в первую очередь нуждаются в уменьшении? 3) какие методы и способы защиты целесообразно использовать для уменьшения неприемлемых рисков? Например, анализ смертности населения от внешних причин в быту показывает, что риск преждевременной смерти украинца составляет (данные 2012 года) и может быть классифицирован как высокий (зона переходных значений рисков). По регионам Украины он изменяется от (Кировоградская область, очень высокий, зона неприемлемых рисков) до (г. Киев и Львовская область, высокий). В то же время, в городских населенных пунктах риск преждевременной смерти от опасностей бытового характера наивысшие значения имеет в Донецкой и Луганской областях (, очень высокий), а наинизшим этот показатель является в городах Львовской области (, высокий). По-иному характеризуются бытовые условия жизнедеятельности населения Украины в сельской местности. Наиболее высокий риск бытового смертельного травматизма характерен для Кировоградской области (, очень высокий), самый низкий – в Закарпатской области (, высокий). Очевидно, что подобные числовые оценки опасностей являются чрезвычайно информативными и полезными в методологическом плане. Например, они позволяют ранжировать опасности (от наибольшего риска к наименьшему), выявлять динамику изменения рисков и т.д. По нашему мнению, риск-ориентированный подход к анализу опасностей следует рассматривать как методологическую основу учебной дисциплины «Безопасность человека».

Вопросы риск-ориентированного подхода к проблеме безопасности, комплексного влияния на жизнедеятельность и здоровья человека внешних и внутренних факторов среды обитания изложены нами в учебных пособиях [3,4], рекомендованных Министерством образования и науки Украины для студентов высших учебных заведений ΙΙΙ─ΙV уровней аккредитации.

 

Список литературы

1. Ліпкан В.А. Теорія національної безпеки [Текст]: підручник / В. А. Ліпкан. – Київ : КНТ, 2009. – С. 362-363.

2. Ситник Г.П. Національна безпека України: Теорія і практика [Текст] : навч.посіб. / Г. П. Ситник, В. М. Олуйко, М. П. Вавринчук. – Хмельницький-Київ: Кондор, 2007. – С. 20.

3. Смирнов В. А. Небезпека невиробничого середовища [Текст] : навч. посібник / В. А. Смирнов, С. А. Дикань, Р. І. Пахомов. – К: Освіта України, 2011. – 304 с.

4. Смирнов В. А., Дикань С. А. Безпека життєдіяльності. Університетський курс [Текст] : навч. посібник / В. А. Смирнов, С. А. Дикань. – К.: Кафедра, 2011. – 304 с.

5. Report of Commission on Human Security “Human Security Now”. – New York: United Nations, 2003/ - P.4.

6. United Nations Development Program. Human Development Report 1994. – New Dimension of Human Security. New York: Oxford University Press, 1994 // Электронный доступ: http://www.undp.org/hdro/1994/94.htm.


Педагогика безопасности: наука и образование : материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с. 

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте