Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

АНАЛИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Опубликовано 16.11.2015

Симонова А.И.

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

г.Владимир, Россия

 

Проблема отклоняющегося поведения подростков является наиболее яркой и актуальной в современном обществе. В обыденной жизни с этим негативным явлением мы сталкиваемся на улице, в школе, в семье. Чаще всего люди не обращают внимания на курящую и выпивающую молодежь, сидящую по соседству в парке, где гуляют маленькие дети и впитывают в себя с раннего детства манеры и нормы поведения.

 

В XXI веке подростки стали наиболее жестоки и безжалостны по отношению к другим. Многие учителя и родители обращаются к психологам и социальным педагогам с целью помочь своему ребенку, который порой бывает, неуправляем, агрессивен, жесток. Многие ученые теоретики и практики связывают эти негативные проявления с условиями трансформации современного общества и влияния западной культуры на современную молодежь.

К сожалению, необходимо подчеркнуть, что в современных школах девочки – подростки 40% перестали олицетворять собою идеал женственности, красоты, мира, любви, прилежности. В место этого они занимаются проституцией, совершают преступления, употребляют алкоголь и наркотики, нецензурно выражаются и все это становится нормой общественной жизни.

Известный психолог С.А. Беличева на наш взгляд совершенно правомерно к числу факторов, обусловливающих генезис девиантного поведения, выделяет такие как [1, c. 20-21]:

- индивидуальный фактор, действующий на уровне психофизиологических предпосылок асоциального поведения, которое затрудняет социальную адаптацию индивида и проявляется в дефектах школьного и семейного воспитания;

- социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе и т.п.;

- личный фактор, который прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

- социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

Цель нашего исследования выявить наиболее распространенные формы девиантного поведения у подростков.

Диагностическое исследование было проведено на базе МБОУ Лицея № 17 г. Владимира. В исследовании приняли участие 20 человек: подростки в возрасте 14 – 15 лет.

Для выявления склонностей и наиболее распространенных форм девиантного поведения у подростков, была проведена методика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел [2, с. 141 – 145].

По результатам данной методики было выявлено что, по шкале склонности к преодолению норм и правил 33% подростков склонны к нонконформистским установкам, которые выражаются в противопоставлении собственных норм и ценностей группе, у них преобладает тенденция «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Шкала склонности к аддиктивному поведению свидетельствует о том, что 20% подростков имеют предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о гедонистических ориентированных нормах и ценностях. По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению у 27% преобладает низкая самооценка ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях. Шкала склонности к агрессии и насилию свидетельствует, что у 47% подростков преобладает склонность к агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о выраженности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций. Показатели, волевого контроля эмоциональных реакций, свидетельствует о слабости волевого контроля, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций у 7% подростков. Кроме того, это выражает склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. У 30% подростков результаты по шкале склонности к делинквентному поведению свидетельствуют о низком уровне социального контроля.

 

Рис.1. Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению

 

  1. Шкала нарушения норм и правил;
  2. Шкала склонности к аддиктивному поведению;
  3. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
  4. Шкала склонности к агрессии и насилию;
  5. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций;
  6. Шкала склонности к делинквентному поведению.

 

Таким образом, результаты исследования показали, что наибольшую распространенность имеет такая форма отклоняющегося поведения как агрессия и нарушение норм и правил. Что свидетельствует о наличие роста жестокости, вандализма и противоправных действий у подростков.

Наше исследование является основополагающим аспектом, для выработки мер по профилактики с учетом факторов, причин и мотивов отклоняющегося поведения подростков.

 

Список литературы

  1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России»,1994. – 209с.
  2. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 235с.

 


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте