Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

АНАЛИЗ И ОПТИМИЗАЦИЯ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Опубликовано 16.11.2015

Сиротский А.А.

Российский государственный социальный университет,

г. Москва, Россия

 

В настоящее время практически любое образовательное учреждение имеет те или иные средства обеспечения безопасности, начиная от организации привлечённой присутственной охраны, и заканчивая применением специализированных технических средств и организацией своей собственной службы безопасности. Повышение внимания к вопросам безопасности продиктовано необходимостью профилактики чрезвычайных ситуаций, случаи которых за последнее время участились во всём мире. Усиление мер безопасности при грамотной их реализации, безусловно имеет положительный эффект, но и требует значительных материальных затрат. Не всегда принимаемые меры можно признать адекватными: в некоторых случаях они являются недостаточными, в некоторых – избыточными, а зачастую – не отвечающими своим задачам.

 Для выбора оптимального комплекса мер по обеспечению безопасности образовательного учреждения следует провести анализ возможных угроз безопасности, вероятности их наступления и тяжести последствий.

Перечень угроз в каждом конкретном случае будет индивидуальным и зависит от множества факторов. К факторам, которые не зависят от самого учреждения (неуправляемым факторам), можно отнести территориальное расположение образовательного учреждения, занимаемая им площадь, характеристика ближайших окружающих его объектов. К факторам, от него зависящим (управляемым факторам), можно отнести вид реализуемых учебных программ, контингент и количество учащихся, график занятий, режим работы подразделений учреждения, отличительные черты внутренней политики, реализуемой руководством учреждения.

Безопасность может рассматриваться как информационная и как физическая. Информационная безопасность подразумевает создание состояния защищённости от утечки конфиденциальной информации [1]. Физическая безопасность подразумевает создание состояния защищённости от прямых противоправных действий посторонних лиц, представляющих опасность жизни и здоровью учащихся и работников образовательного учреждения. Несмотря на то, что физическая безопасность имеет высший приоритет, тем не менее, вопросы обеспечения безопасности и анализа угроз должны проводиться комплексно, и быть направлены на наиболее полное обеспечение безопасности образовательного учреждения.

Угрозы рассматриваются как внешние и внутренние. К наиболее важным внешним угрозам можно отнести следующие виды угроз:

- проникновение агрессивно настроенных или психически неуравновешенных лиц на территорию образовательного учреждения, потенциально ориентированных на совершение противоправных действий;

- проникновение на территорию образовательного учреждения рекламных агентов, коммивояжеров, распространителей какой-либо продукции, и прочих лиц, которые хотя и не имеют изначальных намерений на совершение противоправных действий, но при определённых условиях могут их совершить, основываясь на понимании своего разового присутствия на территории образовательного учреждения;

- возникновение задымления, пожара, либо аварии в инженерных сетях и коммуникациях;

- хищение материальных ценностей, документов или носителей служебной и конфиденциальной информации;

- пронос на территорию образовательного учреждения опасных веществ, оружия, алкогольных напитков, психотропных препаратов;

- нарушение обычного режима работы образовательного учреждения.

Указанные угрозы являются наиболее существенными, но этот перечень может быть продолжен. Так, например, применительно к дошкольным образовательным учреждениям и школам необходимо рассмотреть угрозу похищения ребёнка и угрозу самостоятельного покидания места учёбы несовершеннолетними учащимися, что чаще всего происходит по их предварительному сговору.

Внутренними угрозами, в частности, являются:

- хулиганские действия учащихся против своих же сверстников;

- хищение или уничтожение одними учащимися личных вещей других учащихся из чувства личной мести;

- противоправные действия учащихся, направленные на нарушение естественного хода учебного процесса.

Оценив вероятность наступления каждой из выявленных угроз в долях единицы (в диапазоне от 0 до 1), следует определить наиболее вероятные из них.

Тяжесть последствий также рассматривается индивидуально по каждой угрозе и может быть оценена как по степени социальной значимости (лёгкая, средняя, тяжёлая), так и в денежном выражении.

Чем более вероятна угроза, и чем более тяжёлые последствия она может за собой повлечь, тем большее внимание следует уделить разработке мер по её предотвращению. К наиболее эффективным мерам можно отнести:

- организацию присутственной охраны на входе в здание;

- установку на входе рамок-металлодетекторов для выявления оружия;

- установку на входе газоанализаторов для выявления взрывчатых и психотропных веществ;

- организацию пропускного режима по надёжным аутентификационным признакам (наиболее распространено применение электронных пропусков, но совокупное их применение с системой контроля биометрических признаков на порядок надёжнее);

- организацию системы охранного телевидения (видеорегистрации происходящих событий);

- установку охранно-пожарной сигнализации с тревожной кнопкой;

- применение системы контроля и управления доступом во внутренних помещениях образовательного учреждения с разграничением прав доступа.

Как правило, даже недорогая, но реально действующая система видеонаблюдения и видеорегистрации, на основе анализа информации с которой периодически проводится работа с учащимися и сотрудниками (профилактические мероприятия и меры реагирования на зафиксированные события), останавливает внутренних нарушителей.

Каждая мера несёт в себе разовые и/или регулярные материальные затраты, а также характеризуется показателями функциональности (реализация мер может быть как полной, так и частичной) и эффективности. Выбор оптимального набора мер безопасности следует производить с учётом анализа исторической ретроспективы событий, в которых каждая конкретная мера могла оказаться полезной, и частоты их проявления.

Оптимальными следует признать такую совокупность мер обеспечения безопасности, которая позволит обеспечить как физическую безопасность персонала и учащихся, так и информационную безопасность образовательного учреждения от наибольшего количества угроз, вероятность наступления которых и тяжесть последствий от которых значительно превышают затраты на организацию мер безопасности.

 

Список литературы

1. Сиротский А.А. Экономико-правовая и информационная безопасность существования личности в современном деловом обороте. // Педагогика безопасности: наука и образование. Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием 12 декабря 2011 г. Часть 2. Проблемы и задачи педагогики безопасности в области образования. Екатеринбург, 2012. 216 с.

 


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте