Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

ПЕДАГОГИКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: SOS!

Опубликовано 13.11.2015

Сапронов Владимир Владимирович,

Стандарты образования после «модернизации» не соответствуют новому времени с глобальными угрозами от жизнедеятельности. Предлагается инициативно вести педагогическую работу по формированию современной культуры безопасности.

 

 

Сапронов Владимир Владимирович,

кандидат технических наук, доцент,

Фонд национальной и международной безопасности

г. Москва, Россия

 

Стандарты образования после «модернизации» не соответствуют новому времени с глобальными угрозами от жизнедеятельности. Предлагается инициативно вести педагогическую работу по формированию современной культуры безопасности.

 

Педагогика; модернизация образования; транснациональные операторы образовательных услуг; защита; преобразование окружающей среды; безопасность жизнедеятельности; сокращение численности населения; современная культура безопасности; преобразование мировоззрения; национальная идея; SOS.

 

Тему конференции со словами педагогика, безопасность, наука, конференции, предполагающей обсуждение связанных с этими словами и понятиями проблем и поиск оптимальных путей их решения,можно было бы назвать очень актуальной, если б не было желания кричать: КАРАУЛ! В сложившейся на сегодня ситуации спокойные, академически аргументированные, взвешенные пассажи будут довольно наивными.

Дело в том, что основные проблемы уже решены без всяких обсуждений. Контуры и содержание педагогической работы в области безопасности, как, впрочем, и в других областях, к настоящему моменту сведены в стандарты в результате модернизации образования федеральным российским ведомством под руководством транснациональных операторов образовательных услуг.

Кто руководил решением наших проблем, кто такие эти операторы? Как оказалось, их статус определён меморандумом президента США Б.Клинтона в 2000 году [6]. Это «неправительственные организации с мощной государственной поддержкой» (правительства США, естественно). Транснациональные операторы, по их данным, уже в начале 2000-тысячных годов контролировали более 85% мирового «рынка образовательных услуг». Т.е. стратегия и детали модернизации образования России, несмотря на непрерывные протесты отечественных педагогов, заданы международными организациями под эгидой США (как им это удаётся – отдельная тема). А они, как выразилась государственный секретарь США Мадлен Олбрайт, реализуют идею «грибы лучше растут в темноте»(какие и чьи грибы, в чьей темноте – думается, вопросов не возникает).

Результаты деятельности, руководимой могущественными операторами, наглядно иллюстрируются экспериментом, проведенным Институтом психологии РАН [4]. В этом эксперименте исследовались изменения ценностной ориентации школьников в зависимости от изучаемых школьных предметов. При обычной, «старой» программе обучения у учеников за время учёбы во 2-ом классе исходная ценностная шкала «1) интеллектуальные знания; 2) нравственные основы; 3) волевые качества и т.д.» менялась на «1) нравственные основы; 2) интеллектуальные знания; 3) волевые качества и т.д.». Т.е. менялись позициями только первые две пункта. И такая шкала ценностей сохранялась на всю оставшуюся жизнь (основные черты личности, что было неоднократно установлено в работах Академии образования, формируются уже к 8-9 годам!).  При проведении описываемого эксперимента исследователи, следуя идеям модернизации образования, ввели в программу обучения учеников 2-го класса предмет «7 шагов в мир экономики». И последующее тестирование показало удивительный результат этого нововведения. Шкала ценностей учеников неузнаваемо изменилась и приобрела такой вид: «1) волевые качества; 2) положение в группе (стать лучше всех); 3) материальное положение в группе (иметь лучшие мобильник, «тачку» родителей и т.п.); 4) социальная активность (борьба за лидерство в группе)». Нравственные и интеллектуальные ценности ушли на дальний план; ими стало возможно вообще пренебрегать во имя ценностей доминирующих. Т.е. было установлено прямо-таки потрясающее изменение фундаментальных характеристик личности после изменения программы образования. Наглядно были выявлены цели модернизации: воспитывать в сознании молодых людей характерные для западной цивилизации стремление к господству, индивидуализм, акцент на потребление и т.п. («Народ надо менять!»). Но вот какой вопрос при этом возникает: а сохранит ли наш изменённый таким образом народ свою жизнеспособность, которая сотни лет в тяжелейших природных и исторических условиях поддерживалась его коллективистскими качествами, его соборностью? Или реальные цели модернизации образования вписываются в задачу сокращения численности нашего народа до 15-30 млн. человек, обслуживающих «трубу», задачу-прогноз, предрекавшийся другой западной деятельницей – Маргарет Тэтчер в бытность британским премьер-министром?

Теперь ближе к теме конференции. Послушными исполнителями заданий транснациональных операторов разработаны и внедряются в числе других стандарты образования в области безопасности. Они заточены на вопросы рационального поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях (наши «методисты» переименовали даже известный термин «личность безопасного типа» в «личность безопасного типа поведения»; в школе к этому добавлена необходимая для государства подготовка молодёжи к воинской службе). И это - та часть деятельности по обеспечению безопасности, которая нацелена на защиту человекаот обнаруженных им угроз, которая всем очевидна и которая была всегда. Однако есть ещё другая часть. Эта другая часть направлена на преобразование окружающей среды с целью предотвращения потенциальных опасностей. Эта часть была не всегда, а появилась только 10-12 тысяч лет назад при преодолении кризиса неолита. До этого люди питались, как и все прочие живые существа на Земле, «чем Бог пошлёт». Кризис возник в связи с нехваткой природных продуктов питания для человечества, благодаря разуму размножившегося непропорционально естественным ресурсам (см. [1]). Выход из кризиса был стихийно найден в выращивании и использовании искусственных продуктов питания (сельскохозяйственных растений и животных), что, естественно, преобразует природную среду.Развиваясь и создавая всё новые технологии преобразования,со временем эта часть обеспечения безопасности сформировала основные современные сферы жизнедеятельности личности и общества. На этом основании, собственно, возник и базируется весь прогресс цивилизации. При этом получилось так, что люди, действуя в рамках преобразовательной парадигмы, ставят и видят перед собой лишь свои личные практические цели. Они не осознают, что эти цели являются, по существу, промежуточными, а вызываются они стремлением к повышению уровня безопасности. Так было все эти 10-12 тысяч лет, и так есть сегодня.

Но!

Как установлено учёными и признано мировым сообществом, с конца XX века преобразовательная жизнедеятельность человечества достигла «пределов роста». Выявилось, что возможности преобразований ограничены, поскольку окружающая природная среда оказалась единым суперорганизмом - биосферой с определёнными границами устойчивости к возмущениям, а человек – частью этого суперорганизма (большинство людей сегодня этого не понимают). Неожиданно встал вопрос о безопасности жизнедеятельности общества. Преобразовательной жизнедеятельности, которая благодаря возросшей мощности технологий породила угрозы глобального масштаба – и для биосферы, и для человека. Человечество пришло ко второму судьбоносному кризису своего развития. Ведь даже если удастся преодолеть этот кризис, обеспечив безопасность жизнедеятельности, мировому сообществу предстоит переход к устойчивому развитию с неминуемыми глобальными катаклизмами. Со стабилизацией, а, скорее всего, с сокращением численности населения Земного шара (снова см. [1])…

ЗА СЧЁТ КОГО?

Вот какие проблемы и вопросы стали основной причиной введения в сферу образования новой области «Безопасность жизнедеятельности», которая изначально предназначена была для просвещения нашего народа в преддверии катаклизмов. «Предупреждён - значит, вооружён!». Обратим внимание: в создавшихся условиях нужны, прежде всего, не технологии безопасности, которыми заполонено сегодня содержание школьного предмета ОБЖ и вузовской дисциплины БЖД (без этого, конечно, тоже не обойтись, но не в этом главное предназначение новой образовательной области; кстати, эти технологии построены на эмпирическом опыте, теории, позволяющей осмысливать и прогнозировать, здесь нет). Прежде всего, нужно и важно формирование современной культуры безопасности, имеющее целью преобразование мировоззрения наших людей, чтобы готовить смену их ценностных ориентиров, целей жизнедеятельности, образа жизни. Императивом для них должна стать не экономика («Максимальное удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей»? Например, Абрамовича?), а безопасность жизнедеятельности. Чтобы это позволило им не просто уворачиваться «от валящихся на головы кирпичей», а предвидеть и сознательно предотвращать небывалые опасности от действий общества. Сохраниться при сокращении численности населения Земли в условиях перехода к устойчивому развитию.

Без глубоко научного, теоретического осмысления сложившейся ситуации изменить мировоззрение невозможно: эмпирический подход, слепые экспериментальные пробы новых технологий могут привести к непредвиденным катастрофам. «XXI век станет либо веком расцвета науки, либо последним веком в истории человечества» (из материалов Конференции ООН 1992 г.). Ограничение же модернизаторами задач области БЖД передачей молодёжи технологий защиты «от валящихся кирпичей» - подобно тому, как «цивилизаторы» заменяли «туземцам» реальные ценности стеклянными бусами.

К сожалению, ознакомление не только со стандартами, изготовленными модернизаторами, но и с публикациями материалов многочисленных конференций по культуре безопасности, ОБЖ и БЖД показывает, что практически всё педагогическое сообщество увлечено в сторону, заданную транснациональными операторами. От главного нас увели, и их грибы всё лучше и лучше растут в нашей темноте. Получается, что мы – как те туземцы.

Неужели в результате манипуляций с впариванием нам стеклянных бус западных ценностей наш народ обречён на вымирание, на уход с исторической арены???

Но нет.

Ещё сохраняется надежда, что нашим обществом не всё потеряно, «точка невозврата» не пройдена. Хотя модернизированное образование и другие средства информационной агрессии уже в определённой степени изменили и будут в ближайшее время и дальше изменять сознание нашей молодёжи (стандарты-то, как и западнизированные СМИ, работают), менталитет народа в целом, основы его культуры сохраняются в течение десятков, сотен, а, по мнению некоторых, и тысяч лет. И, возможно, поэтому совершится очередное русское чудо: наш многонациональный народ и наша самобытная цивилизация благодаря своим традиционным качествам – соборности, стремлению к справедливому обществу, опыту совместной жизни разных этносов и т.п. - не просто не сгинут, но и возглавят человечество в преодолении предстоящих катаклизмов. Ведь, как отмечено в [5], традиционный русский менталитет наиболее соответствует условиям устойчивого развития. И вполне возможно, что именно идея совместного мирового выхода из глобального кризиса станет национальной идеей, которую наши политики и политологи постоянно и безрезультатно ищут с начала «перестройки».

Только: «на Бога (на чудо) надейся, а сам не плошай». И сегодня своевременен не «КАРАУЛ!», как сразу подумалось, а сигнал SOS(«Спасите Наши Души»)! Поэтому автор в очередной раз (см. [2], [3]) обращает внимание участников данной конференции на необходимость пересмотра своих представлений о главной цели образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». На преподавательской среде лежит огромная ответственность за будущее нашего народа (как тут не вспомнить слова, приписываемые Бисмарку: «Германию объединил не немецкий солдат, а немецкий учитель»). В нашей деятельности сегодня целесообразно руководствоваться не только технологиями безопасного поведения, найденными эмпирическим методом проб и ошибок, не только научными разработками в педагогике, определяющими КАКнадо преподавать, но и теоретической базой собственно образовательной области БЖД, обосновывающей ЧТО надо преподавать (см., например, [8], [9]).

Целостное изложение исходных идей по части образования в области безопасности, у истоков которого стоял общественный Фонд национальной и международной безопасности, представлено в книге [10] и в публикации [7].

 

Литература

  1. Власова Л.М. и др. Безопасность жизнедеятельности / Современный комплекс проблем безопасности. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений под редакцией Сапронова В.В. Москва, изд. «Поколение», 2009.
  2. Власова Л.М., Сапронов В.В. О научном обеспечении культуры безопасности. Уральский государственный педагогический университет. Материалы второй международной научно-практической конференции «Культура безопасности: проблемы и перспективы». Екатеринбург, Россия, 2008.
  3. Власова Л.М., Сапронов В.В. О перспективах и проблемах безопасности человека. УрГПУ, Материалы третьей международной научно-практической конференции «Культура безопасности: проблемы и перспективы». Екатеринбург, Россия, 2010.
  4. Журавлев А.Л. Психология младшего школьника в условиях раннего экономического образования. Национальный союз негосударственных вузов. Доклады и материалы VIII международной научной конференции «Образование для XXI века». Московский гуманитарный университет, 2011.
  5. Концепция перехода России к устойчивому развитию, 1995.
  6. Овчинников В.В.Методы и технологии транснационального регулирования качества образовательных услуг. Сборник материалов Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Государственные образовательные стандарты как средство обеспечения качества образования в условиях реформирования социальной сферы», Москва, 2006.
  7. Сапронов В.В., Шершнев Л.И. Концепция развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни», №10, 2007.
  8. Сапронов В.В. О научном обеспечении культуры безопасности. Уральский государственный педагогический университет, материалы второй международной научно-практической конференции «Культура безопасности: проблемы и перспективы», Екатеринбург, Россия, 29-31 октября 2008.
  9. Сапронов В.В. Идеи к общей теории безопасности. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни» №№ 1-3, 2007. (также - на сайте www.bezopasnost.edu66.ru).
  10. Шершнев Л.И. и др. «Безопасность человека». Учебно-методическое пособие для преподавателей. Москва, Фонд национальной и международной безопасности, 1995.

    Педагогика безопасности: наука и образование : материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 12 декабря 2011 г. : в 2 ч. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2012. – Ч. 1. – 212 с.

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте