Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ НАРКОКОНТРОЛЯ

Опубликовано 01.11.2015

Суетин П.С.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

 

В настоящее время проблема незаконного оборота наркотиков в России является одной из серьезнейших угроз социальной безопасности и отчетливо проявляется на всех ее уровнях. В масштабе страны наркоситуация рассматривается как чрезвычайная ситуация социального характера, угрожающая национальной безопасности и генофонду нации.

В целях эффективного противостояния наркоугрозе Указом Президента РФ от 09.06.2010. N 690 была утверждена «СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА". Данная Стратегия предполагает организованную системную скоординированную комплексную антинаркотическую деятельность основных социальных институтов общества. Под антинаркотической деятельностью понимается деятельность по реализации государственной антинаркотической политики.

Непосредственно деятельность по пресечению незаконного оборота наркотиков осуществляют правоохранительные органы. Данная деятельность является одной из основных функций Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Также структурные подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков имеются в иных правоохранительных органах России (МВД, ФСБ, ФТС…).

В системе правоохранительных органов деятельность по пресечению незаконного оборота наркотиков имеет особый характер. Она характеризуется наличием множества негативных факторов, которые оказывают мощное давление на психологическое состояние сотрудников, высоким уровнем опасности для их жизни и здоровья. В связи с этим обязательным условием эффективного противодействия незаконному обороту наркотиков, является психологическая готовность сотрудников правоохранительных органов к данному виду деятельности. Недостаточный уровень психологической готовности приводит к дисциплинарным проступкам, неадекватным реакциям, ошибкам, несоответствию требованиям, предъявляемым оперативной ситуацией, что кроме снижения эффективности результатов оперативно–служебной деятельности может повлечь еще ряд гораздо более негативных проявлений и опасных тенденций.

Система профессиональной подготовки сотрудников органов наркоконтроля обладает необходимым потенциалом и возможностями для эффективной реализации процесса формирования психологической готовности. Однако в настоящее время процесс формирования психологической готовности сотрудников органов наркоконтроля имеет ряд существенных недостатков (отсутствие четкой структуры и организации данного процесса, не разработанность средств диагностики и мониторинга состояния психологической готовности сотрудников, игнорирование индивидуального подхода) и требует совершенствования.

Психологическая готовность сотрудников органов наркоконтроля это — интегральное личностное образование, предоставляющее совокупность функциональных возможностей, компетенций, определенных личностных качеств и состояния психики, которое, будучи сформированным в процессе профессиональной подготовки (деятельности), обеспечивает сотруднику высокие показатели в оперативно–служебной деятельности.

В психологии различают длительную готовность и временное состояние готовности. Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации и может характеризироваться, к примеру, как «предстартовое состояние» либо как «состояние бдительности».

Структура психологической готовности сотрудников органов наркоконтроля:

– мотивационный компонент (положительное отношение к службе в органах наркоконтроля; осознание социальной значимости функций, выполняемых подразделениями наркоконтроля; потребность в профессиональном самосовершенствовании; удовлетворенность результатами своей профессиональной деятельности и результатами деятельности подразделения…);

– операционный компонент (представление об условиях и особенностях правоохранительной деятельности в органах наркоконтроля и требованиях, предъявляемых к сотрудникам; владение определенными способами и приемами профессиональной деятельности, наличие соответствующих знаний, умений и навыков, соответствующих специфике подразделения; физическая подготовка; состояние здоровья…);

– волевой компонент (самоконтроль, умение управлять собой и адекватно действовать в экстремальных ситуациях; адаптация к повышенным моральным и физическим нагрузкам, к деятельности в условиях риска для жизни и здоровья…);

– оценочный компонент (соответствие уровня профессиональной подготовленности требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов наркоконтроля с учетом специфики подразделения; самооценка своей профессиональной деятельности).

Формирование психологической готовности сотрудников органов наркоконтроля, как психолого–педагогический процесс, должно осуществляться в строгом соответствии с основными педагогическими принципами.

Процесс формирования психологической готовности реализуется на базе трех основных элементов системы профессиональной подготовки сотрудников органов наркоконтроля:

  1. Служебная подготовка.
  2. Воспитательная работа.
  3. Служебная деятельность.

Данные элементы являются самостоятельными системами, но относительно друг друга имеют неразрывные связи и тесное взаимодействие. Их организационно–содержательные аспекты тщательно (детально) разработаны и строго регламентированы соответствующими нормативно–правовыми актами. Также по каждому направлению существует множество учебных пособий и методических рекомендаций.

Эффективное формирование психологической готовности у сотрудников органов наркоконтроля предполагает оптимизацию элементов системы профессиональной подготовки и диагностику индивидуального уровня психологической готовности сотрудников на основе анализа их результатов профессиональной подготовки, данных служебной деятельности и показателей профессионально важных личностных качеств.

 

Список литературы

  1. Гафнер В.В., Петров С.В., Забара Л.И. Опасности социального характера и защита от них: Учебное пособ.; ГОУ ВПО «Урал. гос пед. ун–т». – Екатеринбург, 2010. – 264 с.
  2. Организация работы руководящего состава по развитию социально–психологических и воспитательных основ мотивации личности сотрудников к успешной служебной деятельности в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: методические рекомендации / ФСКН России Департамент кадрового обеспечения. – М., 2011. – 8 с.
  3. Панченков Е.Ю. Профилактика дистресса у сотрудников подразделений органов наркоконтроля: учебное пособие / Е.Ю. Панченков; ДВИПК ФСКН России. – Хабаровск, 2012. – 144 с.
  4. Психологический словарь–справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001. – 576 с. – ISBN 985–13–0219–8.

 

 

Источник: Грани педагогикибезопасности: материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 25 апреля 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 92 с.

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте