Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА СРЕДИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Опубликовано 30.10.2015

Кадочникова Е.С.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

 

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поскольку, несмотря на то, что в образовательных учреждениях присутствует работа по профилактике травматизма среди учащихся, из года в год продолжают регистрироваться случаи получения различных травм учениками образовательных учреждений. От общего числа травм, получаемых ребенком в процессе жизнедеятельности, травмы в стенах образовательного учреждения составляют 15%. 

И четыре из пяти таких травм учащиеся получают во время перемены. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально–психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей.

Анализ литературных данных показал, что в имеющихся работах по проблеме детского травматизма, в основном, находит отражение дорожно–транспортный травматизм.

Рассматривая проблему школьного травматизма, как процесс непрерывный, можно проследить, что из года в год не происходит значительных изменений в сущности несчастных случаев с учениками в образовательном учреждении. Как и прежде, сейчас самый высокий риск получить травму у школьников наблюдается во время перемен (по статистике на переменах случаются от 46 до 51% всех школьных травм). Следующим по списку идет время занятий физической культуры. На данных уроках происходят от 17 до 20 % всех школьных травм. Также от 14 до 9% травм школьники получают во время походов, экспедиций, походов. Во время плановых соревнований и тренировок происходят от 5 до 8% травм [2].

Подавляющее большинство получаемых школьниками травм является результатом неудовлетворительной организации трудовой и производственной дисциплины, учебно–воспитательного процесса, что зачастую является пренебрежением выполнения требований охраны труда.

Если рассматривать наиболее склонный к травмам возраст, то чаще всего травмируются дети в возрасте от 6 до 14 лет. Это является следствием повышенной эмоциональной возбудимости детей и недостаточным уровнем самоконтроля. Наибольшее количество травм регистрируется во время так называемых «возрастных кризисов» (7, 11–12 лет). В это время школьники становятся раздражительными, капризными, часто идут на конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.

Грамотная организация службы охраны труда в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса; она способствует профилактике детского травматизма. Основным условием грамотной и эффективной организации службы охраны труда в образовательном учреждении является распределение обязанностей среди администрации и педагогического коллектива. Со всеми школьниками, учителями, преподавателями и обслуживающим персоналом в соответствии с законодательством проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности [1].

Согласно ГОСТ 12.0.004–90 предусмотрено проведение пяти видов инструктажа: вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой.

О проведении указанных инструктажей делается запись в журнале регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

Проверка знаний является необходимой составляющей обучения и инструктажа. Проверка знаний педагогического коллектива, полученных в результате обучения и повышения квалификации, осуществляется в виде экзаменов, зачетов, тестов. Результаты инструктажа проверяются устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются и обязаны вновь пройти обучение или инструктаж.

Итак, инструктаж является важным условием обеспечения безопасности учебного процесса и, следовательно, предупреждения травматизма.

 

Список литературы

  1. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2003., с. 313–316
  2. Денисенко Г.Ф. Охрана труда: Учеб. пособие для инж.–экон. спец. вузов. – М.: Высш. шк., 1985.

 

Источник:  Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 25 апреля 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 92 с. 

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте