Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

ПРОФИЛАКТИКА КРИМИНАЛЬНЫХ ОПАСНОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Опубликовано 01.11.2015

Тимошков А.В.

Уральский государственный педагогический университет,  г. Екатеринбург, Россия

 

«Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать»

 В. А. Сухомлинский

Обеспечение безопасности образовательной организации это одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Актуальность проблемы обеспечения безопасности в образовательной среде обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в ОО. В нашей стране почти 30 млн. обучающихся, воспитанников и педагогов, то есть пятая часть населения, а с учетом членов их семей – более половины населения страны. Именно этим определяется место и роль обеспечения безопасности ОО в системе национальной безопасности России.

 Криминальные угрозы возникают гораздо чаще, чем природные. Количество пострадавших от всех видов криминальных опасностей в образовательном учреждении по российской статистике огромное количество, а с учетом скрытых и незаявленных фактов преступлений их число существенно возрастает.

Лучшая профилактика криминальных опасностей в любой образовательной организации – это целенаправленная работа, организуемая по определенной структуре (плану) в которой  четко определены средства, формы и методы воспитательного и профилактического воздействие. Причем предупредительные возможности профилактики намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательно–профилактического воздействия. Проблема же заключается в отсутствии четкой структуры мероприятий по профилактике криминальных опасностей  в образовательных организациях.

 В рамках работы над ВКР по теме «Профилактика криминальных опасностей в образовательной организации» была поставлена цель – разработать и предложить  структуру мероприятий по профилактике криминальных опасностей в образовательной организации (на примере МКОУ Нижнеиргинская СОШ).

Основанием для разработки структуры и рекомендаций по доработке программы профилактики криминальных опасностей с их последующей реализацией в образовательной организации (на примере МКОУ Нижнеиргинская СОШ) стали результаты анализа содержания и структуры программы профилактики криминальных опасностей  образовательного учреждения.

Исходя из того, что в вопросах профилактики особое значение принадлежит педагогическому и психологическому знанию, в работе использованы работы отечественных педагогов, таких как: Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, которые посвящены теоретическим, методологическим и методическим аспектам воспитания детей.

Непосредственно по проблематике профилактики криминальных опасностей в образовательных учреждениях были изучены работы  таких авторов как  В. Смагина, С.В. Петрова, А.С. Макушева, Т.С. Барилло, И.С. Деминой, Петров С., Петрова О.,  Князева П., Шишкин В., Кудрявцев В.Н.  и др.  Работа с данными источниками позволила  обозначить понятие    «криминальные опасности»,  особенности и способы их профилактики в образовательном учреждении.

Кроме того, последние десятилетия значительный вклад в разработку психологических и социально–педагогических аспектов профилактической деятельности внесли труды таких исследователей как: С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, И.В. Дубровина, В.И. Загвязинский, В.Т. Лисовский, A.B. Мудрик, И.А. Невский, В.Д. Семенов, Н.М. Таланчук и другие.

Работа с широкой источниковой базой  позволила изучить влияние и роль профилактических мероприятий на учебно–воспитательный процесс в школе и проанализировать  роль педагогического коллектива в профилактике криминальных опасностей. Что и стало теоретической основой  первой главы.

В первой части исследования рассматриваются основные теоретические положения в направлении профилактики криминальных опасностей  в образовательном учреждении, а так же проблемные  аспекты и основополагающие подходы к организации деятельности в этом направлении. Приведены результаты анализа содержания и структуры программы профилактики криминальных опасностей на примере  МКОУ Нижнеиргинская СОШ

Во второй главе  подробно рассматривается и описывается структура мероприятий по профилактике криминальных опасностей в образовательной организации.

Которая включает в себя профилактические мероприятия, сформированные в зависимости от индивидуальных возрастных особенностей обучающихся на разных этапах освоения основных образовательных программ (начального, основного и среднего общего образования). Данная структура предполагает организацию профилактической работы по   нескольким направлениям:

- Выявление  и сопровождение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (обучающихся группы риска) 

- Организация работы с родительской общественностью

- Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних

- Формирование навыков правильного поведения в случае возникновения криминальных опасностей в ОО

- Формирование установок толерантного сознания и поведения, навыков межкультурного взаимодействия

- Информационно–просветительская деятельность

- Организация досуговой деятельности

- Оказание социально–психологической и педагогической поддержки несовершеннолетним, имеющим отклонение в развитии или поведении, либо проблемы в обучении (потенциальные источники криминальных опасностей).

Спрогнозированы планируемые результаты, возможные риски и примерные этапы реализации программы профилактики криминальных опасностей в образовательной организации.

Разработанная структура и проведенный анализ позволили  сформулировать  рекомендации по доработке и восполнению недостатков  программы профилактики криминальных опасностей МКОУ Нижнеиргинская СОШ. Основная рекомендация – создание отдельной программы по профилактике криминальных опасностей в образовательной организации, разработанной на длительный срок (например, на 5 лет с 2015 по 2020 год). В таком случае появится возможность более эффективной реализации профилактических мероприятий и отслеживания их результативности (на основании объективных показателей по снижению фактов возникновения криминальных опасностей, по итогам ежегодного мониторинга знаний и сформированности навыков поведения в случаях возникновения подобной опасности и т.д.).

Таким образом,  результатом работы является – разработанная структура мероприятий по профилактике криминальных опасностей в образовательной организации.Которую, предполагается использовать для организации работы по профилактике криминальных опасностей в МКОУ Нижнеиргинская СОШ.

Так же она может быть использована при проектировании профилактической деятельности криминальных опасностей в иных образовательных организациях.

 

 

Источник: Грани педагогикибезопасности: материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 25 апреля 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 92 с.

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте