Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Опубликовано 30.10.2015

Беликов К.Н.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

 

С момента рождения человек подвергается воздействию целого спектра опасностей, количество и качество которых изменяется со становлением его как активного субъекта общественных отношений. С возрастом деятельность человека усложняется, расширяются границы восприятия действительности, усложняется и расширяется система взаимодействия «человек – среда обитания». 

Остаётся неизменным лишь тот факт, что обеспечение безопасности является основной потребностью, без удовлетворения которой невозможно говорить о полноценном развитии. Пренебрежительное отношение к обеспечению безопасности в итоге приводит к негативным последствиям, что не раз подтверждалось на практике и приводило к авариям, катастрофам и т.п.  Это в некотором роде противоречит утверждению о том, что безопасность является базовой потребностью человека. Однако данное противоречие наталкивает на мысль о том, что для реализации пирамиды потребностей Маслоу на практике необходимо наличие сознания, а главное самосознания человека как субъекта общественных отношений. Другими словами, необходимо наличие у индивида сформированных качеств личности.

Применительно к педагогике можно сделать вывод о том, что личность необходимо формировать целенаправленно. А учитывая требования современности, необходимо формировать качества личности безопасного типа.

Наиболее интенсивно процесс формирования личности идёт в школьном возрасте. Именно в этом возрасте закладываются основные черты и качества, которые будут сопровождать человека в течение всей его жизни. Однако неверно утверждать, что после школьного возраста (7–18 лет) личность не изменяется, личность формируется всю сознательную жизнь, просто с точки зрения возрастной психологии можно назвать этот возраст сензитивным для формирования личности безопасного типа.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах; они–то и образуют так называемые кризисы развития – кризис трех лет, семи лет, подросткового периода. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции. Формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств.

По–нашему мнению, наиболее интенсивно процесс формирования личности идёт через изучение основ безопасности жизнедеятельности (в общеобразовательной школе).

Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только посредством ее активной деятельности.

В процессе жизнедеятельности, которая протекает в рамках  макро–, мезо– и микрофакторов, испытывая на себе их воздействие, избирательно усваивая их влияние, школьник приобщается к общественной культуре. В результате на каждом возрастном этапе у растущего человека складываются отношения к миру и с миром, к себе и с самим собой.

 Отношения учащегося могут формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в этой реальности и себя самого как такового. Другими словами, в ходе формирования у него системного понимания реальности, основой которому является системное мышление. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей.

Таким образом, необходимым условием формирования личности является системное мышление.

Развитие у учащихся системного мышления предполагает, во–первых, развитое логическое мышление, а во–вторых, понимание системного характера устройства мира и его материального единства.

В практической деятельности системное мышление проявляется в умении:

– рассматривать объекты и явления окружающего мира как системы в их развитии и взаимосвязи;

– анализировать ситуации, то есть уметь устанавливать причинно–следственные связи, выявлять противоречия, решать проблемы;

– обнаруживать скрытые зависимости и связи;

– интегрировать информацию, делать выводы, позволяющие предвидеть последствия.

В целях всестороннего формирования личности учащегося необходимо рассмотрение им себя самого не только как самостоятельной единицей, но и как участника сообщества, в составе которого человек вступает в созидательную (или разрушительную?) жизнедеятельность.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что при изучении основ безопасности жизнедеятельности учителю необходимо применять активные методы обучения, в противном случае невозможно сформировать личность. Только через активные методы обучения, через вовлечение всех учащихся в деятельность и через решение проблем, которые ставит учитель перед учениками, возможно в полной мере реализовать потенциал предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Первостепенным условием должно быть – формирование системного мышления.

Для формирования системного мышления и через системное мышление личности учащихся мы предлагаем использовать следующие активные методы обучения:

1)     Метод ситуативных задач;

2)     Модельный метод;

3)     Исследовательский метод;

4)     Проектный метод.

Одним из принципов обучения должен стать принцип «Максимальной приближённости к реальности».

Кроме того, все знания должны быть логически связаны с заранее изученным по предмету материалу и с другими школьными предметами.

Таким образом, через применение активных методов обучения в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности возможно сформировать качества личности безопасного типа.

 

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г.  Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ–Медиа, 2008.  – 782 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. –464 с.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
  4. Кузнецов В.М. Психолого–педагогические условия формирования личности учащихся. М.: Народное образование. 1994. – 144 с.
  5. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие/ Н.Ф.Мельникова; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун–т». – Екатеринбург, 2009. –140 с.

    Источник: Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 25 апреля 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 92 с. 

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте