Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬЕ

Опубликовано 30.10.2015

Аптулхаева Ю.Р.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

 

Первое окружение ребенка – семья.  Именно семья закладывает основу воспитания, мировоззрения, характера и правил поведения в течение всей жизни. Поэтому роль семьи в формировании безопасного поведения – решающая. С момента рождения ребенок окружен разного рода опасностями. Постепенно он начинает узнавать мир, формировать свое безопасное поведение. Мы выделили три основных этапа формирования безопасного поведения  в семье.

 Первый этап. Первое что могут дать родители – это, разумеется, здоровье. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, силы воли, его способностей и т.д. Это основной фундамент для его дальнейшего развития. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Родителям стоит отнестись серьезно к рождению ребенка. Чтобы зачать ребенка, важно быть здоровым (это замечание касается и мужчин, и женщин). Врачи рекомендуют минимум за год до зачатия, исключить все вредные привычки. Важно  будущей маме заранее отказаться от курения. Как известно, табак и беременность не самое идеальное сочетание. Тем более что чрезмерное пристрастие к никотину увеличивает риск преждевременных родов. В остальном, жить нормальной жизнью, не придерживаясь какого–то особого режима, помимо рекомендаций врача [3].

Второй этап начинается примерно с 1 года. Ребенок учится ходить самостоятельно, узнавать мир и все пробовать. В этот период жизни у него вырабатываются условные рефлексы, он впервые сталкивается с безопасностью. Например, когда мама говорит «Нельзя!», «Осторожно!», «Не трогай!», «Горячо!». Ребенок может послушать родителей и не трогать, но откуда он узнает причину, почему же нельзя? Как он узнает, что булавка острая? Узнает он,  когда сам попробует. У Б.П. и Л.А. Никитиных есть замечательная книга «Мы и наши дети». Они сами «знакомили» малыша с опасностями. Узнав опасность, ребенок будет осторожен, да и последствий тяжелых не будет т.к. все происходит на глазах у родителей. Они специально оставляли в комнате стакан с водой так, чтобы ребенок мог дотянуться. Ребенок его сдергивал, проливал на себя, разумеется, плач и слезы. Он узнал почему  «Нельзя!». Спустя время, сколько бы кружек не стояло, ребенок не опрокидывал стакан и брал их осторожно. Или другой случай. Семья сидела за столом, мама поставила горячий чайник. Малыш решил поднять крышку чайника, и, почувствовав горячий пар, выбросил ее. Он не обжегся, но испугался и заплакал. Теперь он знает что «Горячее» – больно! С тех пор, он не дотрагивался даже до каши, если шел пар. – Голясяя, дуть надя. – говорил родителям. И только, когда родители помешают и скажут тепленькая, принимался за еду. Родители убеждались, лучше доставить маленькую неприятность малышу, но научить его быть осторожным, чем держать его в неведении об опасностях. Ребенок будет знать, откуда ожидать опасность, это и есть начало безопасного поведения [2, с. 12].

Третий, решающий этап. В настоящее время родители часто спорят, когда начинать развивать ребенка? Некоторые считают, что развитие идет своим ходом, не надо  вмешиваться. Другие развивают с момента, когда ребенок начинает говорить самостоятельно. Обе стороны, к сожалению, заблуждаются.  Автор, широко известной книги по раннему развитию ребенка «После трех уже поздно» Масару Ибука говорил: «Детский сад – это уже поздно». Наверное, каждый из вас помнит из школьных лет, что в классе был особо одарённый ученик, который без видимых усилий становился лидером класса, в то время как другой тянулся в хвосте, как бы ни старался.

Учителя поощряли  примерно так: «Умный ты или нет, это не наследственность. Всё зависит от своих собственных усилий». И всё же личный опыт ясно показывал, что отличник – всегда отличник, а двоечник – всегда двоечник. Казалось, что интеллект предопределён с самого начала [1, с. 19].

Масару Ибука пришёл к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определённый период его жизни. Но до сегодняшнего дня ни одна более или менее убедительная теория не положила конец этим спорам. Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребёнка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период развития мозговых клеток. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно. Поэтому, ребенка следует развивать с ранних лет жизни. Это наиболее благоприятный период для развития и воспитания. То, что будет заложено именно в этот период, не пройдет бесследно.

В возрасте от 3 до 7 лет у ребенка начинается формирование личности. В этом возрасте формируются наиболее важные характеристики:

  1. Возникновение цельного мировоззрения;
  2. Возникают первичные нормы поведения;
  3. Происходит произвольность поведения ребенка [4].

На этом этапе родители являются примером для подражания. Ребенок внимательно следит за твоим поведением. Например: если ты шел по улице, и непроизвольно бросил мусор под ноги, будь уверен, что он сделает так же. Мы провели опрос в социальной сети vkontakte. Вопрос был адресован списку друзей: кто для вас является примером для подражания? В опросе приняли участие около 100 друзей. Возраст опрошенных от 14 до 35 лет.    Вот их ответы:

73% – родители;

17% – свой вариант ответа;

7% – супергерой из мультфильма;

3% – Любимый актер/актриса.

Отсюда следует, что на протяжении всей жизни родители являются для нас образцом для подражания. Важно родителям, подавать лишь положительный пример поведения. Заниматься спортом с детьми, гулять на свежем воздухе, исключить вредные привычки, активно пропагандировать здоровый образ жизни. Дальше развитие ребенка идет таким образом, что его поведение переходит в привычное. Привычка – это модель поведения, которая регулярно повторяется. Причем действия будут совершаться, не задумываясь, поэтому важно, заложить в ребенка правильную модель поведения и отношения к жизни.

В завершении хотелось обратиться к  родителям, относитесь к рождению ребенка с большой ответственностью. Развивайте его с ранних лет, а именно с 1 года до 3. В этот период его жизни, посвятите себя полностью ребенку. Вы увидите результат вашего труда, и он порадует вас. Если вы хотите чтобы ребенок следил правилам безопасного поведения, выполняйте эти правила сами. Подавайте ребенку «хороший» пример. Задача родителей состоит не только в том, чтобы  напоминать и объяснять детям о правилах безопасного поведения, а в том, чтобы превратить эти правила в навыки и сделать их привычными.

 

Список литературы

1. Масару Ибука. После трех уже поздно. – Изд–во: Альпина нон–фикшн. (пер. с англ), 2011. – 230 с.

2. Никитин Л. «Мы и наши дети». – М., 1989. – 185 с.

3. http://www.missfit.ru/berem/conception/

4.http://www.psycholok.ru/lib/intpsy/intpsy2009/intpsy080509.html


Источник: Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 25 апреля 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 92 с. 

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте