Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

Самостоятельная работа на уроках ОБЖ

Опубликовано 13.10.2015

Чистяков А.Н. Гафнер В.В.

Уральский государственный педагогический университет

г. Екатеринбург

Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.

 Обучение предполагает: учитель передает определенные знания и управляет процессом их усвоения. Мало дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного труда, умение пользоваться полученными знаниями.

Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Ученик на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.

Прорабатывая литературные источники мы заметили одну закономерность, то, что самой организации самостоятельной работы на уроках ОБЖ уделяется очень мало внимания и в литературных источниках информации ничтожное количество. Так же мало этому вопросу уделяют журналы по ОБЖ, и как правило печатается материал не по самой организации самостоятельной работы, а либо планы конспекты уроков которые, можно дать в ходе самостоятельной работы, либо программа курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений, и разделение тем по видам занятий, и мероприятия по внеклассной работе учеников по курсу ОБЖ, и предлагаемые мероприятия для проведения в учебном заведении с целью повышения уровня знаний учащихся по курсу.

Не любая тема, изучаемая на уроках безопасности жизнедеятельности в дальнейшем может быть закреплена самостоятельной работай, ведь такие как оказание первой до врачебной помощи при травмах, переломах, ожогах, отравлениях, в условиях автономного существования в природе, также изучение респираторов, противогазов, способы вязания узлов, и т.д. не целесообразно изучать самостоятельно, а лучше всего закрепить практическим занятием. Особое внимание нужно уделить и основам патриотического воспитания, ведь эта тема многогранна, некоторые разделы этой темы возможны для изучения самостоятельно, но большая часть для преподавания педагогом, ведь с помощью педагога происходит формирование патриота, человека любящего свою родину. Так же и некоторые темы изучаемые лучше всего закрепить в ходе самостоятельной работы, например, правила поведения в общественном транспорте, основные правила поведения на улицах и дорогах, правила поведения при природных катаклизмах, таких как бури, смерчи, ураганы, землетрясения, и т.д., по правилам пожарной безопасности, при техногенных авариях, меры безопасного поведения на водоемах, действия при угрозе и возникновении террористических актов, и т.д., и после самостоятельного изучения учениками пройденной темы, применить также метод самостоятельной работы, и провести проверку знаний по изученному материалу.

Можно разбить и практические и лабораторные работы отведенные программой курса ОБЖ, которые будет целесообразно дать ученикам на усвоение в виде самостоятельной работы, либо разбить урок на изучение самостоятельно, на изучение самостоятельно и с объяснением педагогом в начале урока и проверке результата на следующем занятии, так же на самостоятельное изучение и проверке результата усвоения материала в конце занятия, и абсолютно самостоятельная деятельность учеников на протяжении урока и проверке знаний учащихся педагогом на последующем занятии в виде контрольной работы, тестировании, опроса, беседы, проверке конспекта и т.д.

источник:  Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте