Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Опубликовано 13.10.2015

Аракчеева Н.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад компенсирующего вида № 548, г. Екатеринбург

 Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Здоровье детей зависит не столько от медицинских работников, сколько от всего комплекса биологических факторов и социально-экономических условий, образа жизни и особенно поведенческих привычек. Ребенку в современных условиях сохранить здоровье непросто. В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы дошкольного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий. 

Необходимо организовать такой образовательный процесс на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот, способствует его укреплению.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи всех уровней, с моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди дошкольников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику, кинезиологические упражнения, элементы Су-Джок терапии, алфавит телодвижений.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях решает следующие задачи:

– сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи;

– нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

– коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;

– успешная социализация детей с дефектами речи.

Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах логопедического воздействия, а также во всех режимных моментах МБДОУ.

1. Развитие общей моторики проводится в игровой форме, в середине занятия. Они развивают темпоритмическую сторону речи, способствуют развитию двигательных умений, ориентировки в пространстве, координации движения и общему физическому развитию. Особенность проведения физ. минуток состоит в индивидуальном подходе, основанном на учёте состояния здоровья каждого воспитанника. Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели в старшей и подготовительной группах.

2. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

3. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой. На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо–эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

4. Упражнения для профилактики зрения (“Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики”) позволяют снять напряжение и расслабить мышцы глаз.

5. Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк необходимы для становления многих психических процессов. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. В работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок".

6. Логоритмические упражнения носят разнообразную коррекционную направленность: нормализуют темп и ритм речи, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение. "Рассказывание" стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышают эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления. Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость, связанные с речевым дефектом или личностными комплексами ребенка

7. Алфавит телодвижений - это показ букв с помощью движения рук, ног, наклонов туловища и головы, полуприседаний, приседаний. В результате использования этих упражнений улучшаются показатели двигательной сферы, осанка, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха, совершенствуется пространственный праксис и гнозис, постепенно уходят нарушения в координации движений: грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, излишняя напряженность, скованность и неточность.

8. Су–Джок терапия - стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу провожу на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Такое комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Таким образом, приоритетным в работе с детьми, имеющими речевые нарушения являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.

 

Литература

1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учеб.- метод. пособие. – изд. 2-е – Ростов-н/ Д.: Феникс, 2009. – 105 с.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001

3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008

4. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.

источник:  Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности

      курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 


Педагогика безопасности ВКонтакте