Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

ПРИМЕНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ на уроках ОБЖ

Опубликовано 13.10.2015

Кашуба Н.С., Кирсяев К.П.

Славянский-на-Кубани государственный

педагогический институт

г. Славянск-на-Кубани

           

Мы считаем, что одним из необходимых условий при обучении учащихся безопасности жизнедеятельности является осознание той меры ответственности, которую несет учитель в педагогическом процессе.

Установлено, что результат любой деятельности (труд, обучение и т.д.) во многом зависит от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы, и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных учащихся, может помочь учителю сформировать работоспособный коллектив учащихся с едиными целями и задачами.

 Принимая во внимание особенности поведения, характера каждого отдельного ученика, можно прогнозировать его поведение в нужном и безопасном для окружающих направлении. Каждой группе учащихся свойственен свой психологический климат, поэтому важным условием образования и развития коллектива в учебном заведении является соблюдение принципа психологической совместимости.

 В иерархии жизненных ценностей по Маслоу потребность в безопасности и защищенности стоит на втором месте после физиологических (биологических) потребностей, перед социальными потребностями, потребностями в признании и самовыражении. В образовательных учреждениях, по нашему мнению, безопасность человека должна ставиться на первое место.

Формирование в ученическом коллективе положительного социально-психологического климата (в т.ч. уверенность педагога в безопасности учащихся) позволило бы в значительной мере решить учебно-воспитательные и организационные задачи. Другими словами, качество обучения и воспитания на уроках (особенно на уроках технологии, химии и т.д.) напрямую зависит от безопасности учебно-воспитательного процесса. Учет этого обстоятельства позволяет учителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для обучения, гармоничного развития личности учащихся и, в конечном счете, достигать поставленных целей и задач обучения.

Не следует подвергать запугиванию учащихся описанием возможных последствий и травм, которые будут непременно получены в результате нарушения правил безопасности. Это может нанести им психологическую травму и внушить страх перед необходимостью трудиться, как следствие - ученики перестанут соблюдать дисциплину. Личность каждого ученика требует определенного (индивидуального) подхода к усвоению требуемых положений техники безопасности. Авторитарное воздействие здесь недопустимо. Между педагогом и учащимися должно установиться взаимодействие, сотрудничество. Учителю следует доходчиво объяснить, что соблюдение правил безопасности является гарантией сохранения жизни и здоровья каждого человека, и способствует эффективности трудового процесса.

Как известно, основные цели, которые должны достигаться в процессе урока - это образовательная, развивающая и воспитывающая.

Безопасное поведение может быть достигнуто следующими воспитательными методами [3]:

1. Формированием у учащихся сознательного отношения к соблюдению норм и правил техники безопасности. Это предполагает словесно-логическое взаимодействие учителя с учащимися (рассказ, беседа, лекция, диспут, убеждение). Основное средство воздействия учителя на коллектив - убеждение. Убеждая, нужно максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности.

2. Организацией деятельности (труда) учащихся, включающей упражнения по безопасности, создание проблемных ситуаций, инструктажи, применение аудиовизуальных средств обучения. Приучая учащихся к соблюдению правил техники безопасности, мы создаем основу для формирования культуры труда. Большое значение нужно придавать демонстрации безопасного поведения, изложенного в коротком и ясном правиле, создавать положительное отношение к нему.

3. Стимулированием и мотивацией деятельности и поведения учащихся, выражающейся в соревновании, познавательной игре, дискуссии, эмоциональном воздействии, поощрении, наказании. Стимулирующая роль поощрения определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран учеником. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает эмоциональный подъем, уверенность в собственных силах. Наказание корректирует поведение учащегося, дает ему понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности и дискомфорта. Ни в коем случае нельзя допускать унижения ученика, которое вызывает моральное страдание.

4. Контролем и самоконтролем, что уменьшает риск получения травм.

Как показывают наши наблюдения [1, 2], в условиях процесса обучения методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве, которое построено на принципах дидактики (системность, целостности и т.д.). Решающее значение здесь имеет не логика отдельно применяемых методов, а их организованная система.

Обучение учащихся безопасности жизнедеятельности должно иметь преемственный характер на протяжении всего процесса образования.

           

Литература

1. Кашуба Н.С., Кирсяев К.П. Формирование профессиональных компетенций учителя технологии на занятиях по охране труда и технике безопасности. / Формирование предметных компетенций у будущего учителя технологии: сборник научных трудов. / Под ред. Н.Е. Радченко. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. – с. 50 - 53.

2. Кирсяев К.П., Кашуба Н.С. Индивидуальный подход в обучении учащихся технике пожарной безопасности. / Молодежь в культурно-образовательном и правовом пространстве региона: материалы 1-го всероссийского (с международным участием) научно-практического семинара. 3 февраля 2010 г., Славянск-на-Кубани – Адлер / Под общ. ред. Суняйкиной Т.В. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2010. – с. 19 - 22.

3. Педагогика: учеб пособие для студентов высш учеб заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 576 с.

источник:  Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте