Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА УРОКАХ ОБЖ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Опубликовано 14.11.2015

Киселева Э. М., Шарапов А. А.,

К активным формам обучения, недостаточно освещенным в ме­тодике преподавания БЖ, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются од­ной из эффективных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекатель­ными уроки ОБЖ.

Киселева Э. М., Шарапов А. А.,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА УРОКАХ ОБЖ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Игры как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использо­вали с древности. Игра - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссозда­ние и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется само­управление поведением [8, с.23].

Наиболее эффективными в развитии личности, формировании ее культуры, несомненно, являются инновационные методики и технологии. В современной школе возникает насущ­ная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах

обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в ме­тодике преподавания БЖ, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются од­ной из эффективных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекатель­ными уроки ОБЖ.

В учебном процессе в игре решаются следующие задачи:

- дидактические по освоению содержания той или иной предметной области;

- психологические, т.е. развитие познавательной и личностной сферы субъектов образова­тельного процесса, оптимизация отношений между детьми, а также между педагогом и уча­щимися;

- информационно-коммуникативные как основы для формирования информационной культуры, овладение навыками анализа и прогнозирования изменений путем моделирования с помощью ИКТ элементов окружающего мира.

Г. К. Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и ин­тенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: 1) в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета; 2) как элемента более обширной технологии; 3) в качестве урока или его части (введения, закрепления, объяснения, контроля, упражнения и т.д.); 4) как технологии вне­классной работы (игры типа «Зарница», КТД и т.д.) [8].

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современ­ного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширя­ется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной зада­чей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, спо­собствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуа­ций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Одним из приемов игровых технологий несомненно является занимательность изучаемого материала. Занимательность - средство привлечения интереса к предмету или процессу изу­чения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориенти­ровки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательно­го отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.

В занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса эле­менты, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся, как известно, началом всяко­го познания.

По мнению Я. И. Перельмана зачастую человек рано утрачивает драгоценную способ­ность удивляться, а именно она побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими нас непосредственно. Постепенно все то, что занимало человека, становится привычным и пере­стает привлекать внимание [7, с. 14] .

Занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и как средство обучения, и как средство популяризации научных знаний, способствует, с одной стороны, при­ближению научных истин к пониманию человека (делает научные знания доступными), с другой же стороны, способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активиза­ции его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.

Используя элементы занимательности, как средства привлечения интереса к предмету изучения, нужно переводить детей с примитивной стадии ориентировки на более высокие ступени избирательного отношения к явлениям. Занимательность обучения должна быть только средством, подчиненным цели обучения и развития.

Использование занимательного материала способствует созданию у учеников эмоцио­нального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает

общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообраз­ными способами [5, с.32] .

Если говорить о проблеме умелого и правильного подбора занимательного материала, то здесь необходимо перечислить основные положения, касающиеся занимательности обучения:

1. Всю занимательность обучения следует делить на "внешнюю" (не связанную с содер­жанием урока) и "внутреннюю", причем "внутренняя" занимательность предпочтительнее "внешней", и удельный вес ее должен постепенно увеличиваться.

2. Использовать на занятиях все виды занимательного материала.

3. Основу занимательности, используемой на уроках должны составлять задания, непо­средственно связанные с программным материалом [9, с.15].

Методическая ценность занимательных заданий в том, что ребенку надо глубже вникать в сущность задания, выделять главные моменты, учитывать связь между компонентами. Бла­годаря этому учебный навык, на формирование которого направлено задание, вырабатывает­ся быстрее, т.к. он связан с продуктивной деятельностью ребенка.

Игра - самый действенный метод борьбы со скукой, неизбежной при использовании клас­сических приемов дидактики. В игре ребенок может растормозиться и полностью проявить себя. «Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс социального взаимодействия является предпосылкой когнитивного развития ребенка» [2, с. 43].

Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе ко­торой учащиеся в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей дей­ствительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения ин­тересным, создает бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

В толковом словаре С.И. Ожегова даются определения следующих видов занимательного материала: загадки, скороговорки, ребусы, пословицы, поговорки, викторины, кроссворды, чайнворды, шарады, конкурсы [6].

В период педагогической практики занимательный материал включался в основную часть занятия или использовался в конце, когда наблюдается снижение умственной активности школьников.

Учащиеся очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражне­ний. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна школьнику, у него складывается положительное эмоцио­нальное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Занимательный материал является хорошим средством воспитания интереса к обучению, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосре­доточивать внимание на проблеме.

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный матери­ал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к знаниям, фор­мированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология (под ред.В. В. Давыдова) / Л. С. Выгот­ский, - М. : Педагогика, 1991

2. Глозман, Ж. М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Ж. М. Глозман. - М. : В. Секачев, 2006. - 96 с.

3. Киселева, Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса основы безопасности жизнедея­тельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников Вестник Ор­ловского Государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. № 5

(34), 2013

4. Киселева, Э. М. Знакомство с игровыми формами работы по ОБЖ на уроках методики пре­подавания /ОБЖ. «Основы безопасности жизни / Э. М. Киселева. № 8, СПб, 1999. с. 51 -57

5. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Методические рекомен­дации / Т. М. Лифанова - М. : изд-во ГНОМ и Д, 2001. - 32 с.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И.Ожегов, Н. Ю. Шведова - М. : Просвещение, 2010. -793 с.

7. Перельман, Я. И. Занимательные задачи и опыты / Я. И. Перельман, - М. : Просвеще­ние, 1999. - 529 с.

8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. Учебное посо­бие. - М, 1998.

9. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. И. Шиянов и др. - М.: издательский центр «Академия», 2009. - 115 с.


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте