Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ ОБЖ В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

Опубликовано 14.11.2015

Кузнецов А. А.,

Внеклассная работа по курсу «Основы безопасности жизнедея­тельности» рассматривается исследователями в следующих направлениях: военно-патриотическое воспитание [1 -3], формирование здорового образа жизни [5] и экологическая безопасность[4]. Наше исследование посвящено изучению состояния проблемы организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в кадетском корпусе. 

Кузнецов А. А.,

ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский корпус МО РФ»,

г. Санкт-Петербург, Россия

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

 

На современном этапе развития образования в условиях внедрения стандартов второго поко­ления общего образования особенно актуальным становится организация внеклассной работы в образовательных учреждениях. Внеклассная работа по курсу «Основы безопасности жизнедея­тельности» рассматривается исследователями в следующих направлениях: военно-патриотическое воспитание [1 -3], формирование здорового образа жизни [5] и экологическая безопасность[4]. Наше исследование посвящено изучению состояния проблемы организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в кадетском корпусе. В экспериментальном исследовании принимали участия учителя Санкт -Петербургского кадет­ского корпуса, воспитанники 10-х и 11 -х классов кадетского корпуса. На данном этапе были по­ставлены следующие задачи: определить трудности, связанные с проведением внеклассных за­нятий; изучить отношение учителей и учеников к внеклассным занятиям в курсе «Основы без­опасности жизнедеятельности»; проанализировать и сопоставить ответы респондентов; выявить основные направления внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельно­сти» в кадетском корпусе. Для решения обозначенных задач, получения достоверных данных о состоянии исследуемых вопросов экспериментального исследования применялись такие мето­ды, как: беседа, анкетирование учителей и воспитанников 10-11-х классов, качественный и ко­личественный анализ результатов анкетирования, изучение школьной документации (програм­мы развития, планов воспитательной работы кадетского корпуса).

Представим ответы преподавателей кадетского корпуса на отдельные вопросы анкеты.

При ответе на вопрос «Что вы понимаете под внеклассной работой воспитанников по ОБЖ?» 46,6 % анкетируемых ответили, что это форма различной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя; 34,2 % преподавателей считают, что это метод обучения воспитанников на добровольной основе под руководством учителя; 15,5 % опрошен­ных нами определяют внеклассную работу с учащимися в свободное время на добровольной ос­нове под руководством самих воспитанников; для остальных респондентов (3,7 %) - это раз­личные формы организации игровой деятельности воспитанников на добровольной основе под руководством учителя.

Ответы учителей на вопрос о необходимости систематического вовлечения воспитанни­ков во внеклассную работу по ОБЖ распределились следующим образом: 71,7% опрошен­ных учителей считают необходимым вовлекать воспитанников во внеклассную работу; 28,3 % затруднились ответить на поставленный вопрос.

По результатам ответов учителей на следующий вопрос анкеты: «Организуете ли вы вне­классную работу в курсе,, Основы безопасности жизнедеятельности?"» можно констатиро­вать, что 74,4 % респондентов регулярно организуют внеклассные мероприятия, 25,6 % пе­дагогов редко организуют внеклассную работу по предмету, Полученные данные свидетель­ствуют о том, что учителя довольно неоднозначно относятся к организации внеклассной ра­боты с воспитанниками.

На вопрос анкеты: «Какие виды внеклассных занятий вы проводите по курсу ОБЖ?» от­веты распределились следующим образом: большинство преподавателей (38,7 %) проводят экскурсии, 27,5 % организуют кружки межпредметной направленности, 11 % занимаются только экспериментальными исследованиями, 10,4 % опрошенных отмечают конференции и игры, 7,2 % респондентов проводят беседы и 5,2 % педагогов — лекции. Полученные данные позволяют сделать вывод, что основной формой проведения внеклассной работы в кадетском корпусе являются экскурсии.

В рамках нашего исследования нам было необходимо узнать, как педагоги изучают инте­ресы и мотивы деятельности своих подопечных. Половина опрошенных (50,2 %) изучают интересы воспитанников посредством наблюдения; 38,5 % респондентов интуитивно опре­деляют интересы и мотивы воспитанников; 11,3 % педагогов изучают потребности ребят при помощи беседы. Для изучения заинтересованности воспитанников никто из опрошенных учителей не использует такие методы, как анкетирование и разработка специализированных заданий. Следует сделать вывод, что при изучении интересов и мотивов воспитанников ис­пользуются субъективные методы исследования.

Рис. 1. Анализ результатов анкетирования учителей на вопрос: «Как вы изучаете инте­ресы и мотивы деятельности ваших воспитанников?»:

Один из вопросов нашей анкеты был направлен на выявление круга проблем, с которыми встречаются учителя при организации внеклассной работы в курсе ОБЖ по предупреждению аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни. Среди главной труд­ности, названной учителями - это загруженность учителя и воспитанников (77,6 %).

На вопрос «Как вы думаете, какие требования к организации внеклассной работы в курсе ОБЖ по формированию здорового образа жизни у подростков являются наиболее важны­ми?» ответы были следующими:

- 44% опрошенных определили соответствие видов внеклассных мероприятий возрасту и уровню развития воспитанников;

- 32% анкетируемых основным требованием считают максимальное сближение урочной и внеклассной формы работы;

- 16% педагогов главным определяют расширение межпредметных связей.

Лишь небольшое число респондентов 8% считают важным преемственность индивиду­альной, групповой и массовой формы работы.

Таблица 1

Результаты анализа ответов учителей на вопрос анкеты: «Как вы думаете, какие требования к организации внеклассной работы по предупреждению аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни являются

наиболее важными?»

Варианты ответов

Кол-во ответов

%

Соответствие видов внеклассных мероприятий возрасту и уровню развитие

44

учащихся

 

Сближение урочной и внеклассной формы работы

32

Преемственность индивидуальной, групповой и массовой формы работы

8

Расширение межпредметных связей

16

При проведении диагностического этапа экспериментального исследования в процессе анкетирования было проанализировано 18 анкет старшеклассников 10-х и 11-х классов, ко­торым предлагалось ответить на вопросы анкеты. Для определения места и роли внеклассной

работы по предмету был задан вопрос: «Организуется ли у Вас внеклассная работа по курсу ОБЖ?» Результаты распределились соответственно: 78,3 % анкетируемых ответили, что ра­бота проводится регулярно, 21,7 % школьников отметили, что внеклассная работа проводит­ся редко. Следует отметить, что организация внеклассной работы по предмету является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе. Положитель­ные ответы на вопрос анкеты свидетельствуют о систематическом проведении внеклассных мероприятий, отрицательные ответы старшеклассников рассматриваются как недостаточное внимание к организации данной работы в кадетском корпусе.

Чтобы выяснить, какие внеклассные мероприятия проводятся в кадетском корпусе по кур­су ОБЖ, был задан следующий вопрос: «Какие внеклассные мероприятия проводятся по курсу ОБЖ?» Типичными были такие ответы, как: экскурсии 26,7 %, игры 14,7 %; 12,3 % воспитанников отметили беседы; 10,6 % воспитанников назвали лекции; 9,6 % опрошенных воспитанников указали, что основной формой внеклассной работы являются кружки меж­предметной направленности; конференции и индивидуальные самостоятельные занятия определили 8,4 % воспитанников; лишь 5,4 % и 3,9 % в своих ответах отметили организацию экспериментальных исследований и творческих вечеров.

Результаты ответов воспитанников на данный вопрос показывают, что организация внекласс­ной работы в кадетском корпусе осуществляется посредством внеклассной работы и игровой деятельности. Следует также отметить важную роль таких видов внеклассных мероприятий, как беседы, индивидуальные самостоятельные занятия и экспериментальные исследования.

Для выяснения интересов воспитанников к определенным видам внеклассной работы старшеклассникам необходимо было ответить на вопрос: «Какие виды внеклассных меро­приятий вам наиболее интересны?» Ответы распределились следующим образом: экскурсии (28,1 %), игры (17,3 %), экспериментальные исследования (9,6 %), лекции (8,4 %), беседы (8,1 %), творческие вечера (7,9 %), кружки межпредметной направленности (7,7 %), конфе­ренции (7,4 %), индивидуальные занятия (5,3 %). Результаты представлены в таблице 2. Ито­ги ответов воспитанников на данный вопрос показывают, что внеклассная работа будет успешной при организации экскурсионной работы и использовании ситуационно-ролевых игр. В результате разработки внеклассных мероприятий стоит уделить внимание таким не­маловажным видам внеклассной работы, как беседы, экспериментальные исследования, ин­дивидуальные самостоятельные работы, организация конференций. Следует заинтересовать старшеклассников разнообразными видами внеклассной работы предупреждению аддиктив-ности у подростков и формирования здорового образа жизни.

Таблица 2

Результаты анкетирования учащихся на вопрос: «Какие виды внеклассных мероприятий по ОБЖ вам наиболее интересны?»

Варианты ответов

Количество ответов, %

Экскурсии

28,1

Игры

17,3

Экспериментальные исследования

9,6

Лекции

8,4

Беседы

8,1

Творческие вечера

7,9

Межпредметные кружки

7,7

Конференции

7,4

Индивидуальные самостоятельные занятия

5,3

 

Для изучения реального состояния организации внеклассной работы по курсу «Основы без­опасности жизнедеятельности» в направлении предупреждения аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни был предложен вопрос: «Организуется ли с Вами вне­классная работа по предупреждению аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни?». Больше половины воспитанников (68,4 %) ответили, что организована внеклас­сная работа по предупреждению аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни; 31,6 % опрошенных отметили периодичную организацию внеклассной работы.

Результаты анкетирования показали нам, что организации внеклассной работы по преду­преждению аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни в старших классах уделяется должное внимания.

На вопрос «Перечислите проводимые с Вами внеклассные мероприятия по предупрежде­нию аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни» воспитанники отметили следующие внеклассные мероприятия (ролевые игры, дискуссии, проведение круглых столов, ток-шоу, конкурсы, участие в спектаклях), тренинговые занятия (тренинг ассертивности, коммуникативный тренинг, тренинг решения проблем, тренинг психической саморегуляции, тренинг отказа от предложения употребить психоактивные вещества), пери­одическую печать кадетского корпуса. Классные руководители, психолог, в своей работе ре­ализуют разные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами: «Модульный курс по предупреждению курения среди учащихся 10-11 классов», «Обучение через общение», «Все цвета, кроме черного». В целях конкретизации содержания внекласс­ной работы по предупреждению аддиктивности у подростков и формирования здорового об­раза жизни в рамках разработки экспериментальной методики старшеклассникам был задан вопрос: «О чем Вам было бы интересно узнать на внеклассных занятиях по предупреждению аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни?» Среди ответов ука­зывались следующие темы: «Основы здорового образа жизни», «Вредные привычки, их вли­яние на здоровье. Профилактика вредных привычек», «Психологическое состояние человека и причины самоубийств (суицид)» и т. д.

Полученные результаты анкетирования позволили нам увидеть необходимость система­тического вовлечения воспитанников кадетского корпуса во внеклассную работу и помогли нам построить систему организации исследовательской деятельности со старшеклассниками в области предупреждения аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни. здорового образа жизни в старших классах обеспечивается сочетанием различных форм, методов и видов деятельности.

Список литературы

1. Абрамова, В. Ю. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ // В. Ю. Абрамова, Н. В. Авдеева / Молодой ученый. 2014.№ 12 (71). С.245-248.

2. Абрамова, В. Ю. Формирование социально-личностных компетенций школьников во внеклассной работе по курсу ОБЖ // В. Ю. Абрамова, , И. А. Пономарева / Европейский журнал социальных наук, 2014. - №4 (43). Т.2.- С.113-118.

3. Костецкая, Г. А. Патриотическое воспитание школьников как условие обеспечение эт­нической безопасности / Сб. статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» / Г. А. Костецкая,, И. А. Пономарева. - СПб, 2011. - С.255-260.

4. Попова, Р. И. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности // Р. И. Попо­ва, И. С. Елизарова / Высшее образование сегодня. 2011. №4. С.83-86.

5. Попова Р.И. Методическая подготовка магистров педагогического образования в обла­сти безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися // Р. И. Попова , О.В. Силакова. Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С. 63-66.


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте