Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЖ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Опубликовано 12.11.2015

Ефимова Ю. В.,

Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Ведь в условиях социального, природного и эколо­гического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому с самого раннего возраста у ребенка необходимо формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным дей­ствиям в неадекватных ситуациях. 

Ефимова Ю. В.,

СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия

ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для лично­сти, общества, государства. В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от последствий стихий. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Ведь в условиях социального, природного и эколо­гического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому с самого раннего возраста у ребенка необходимо формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным дей­ствиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педа­гогами детских образовательных учреждений [1].

Безопасность - состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, обще­ства, государства от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз [4].

В современном обществе безопасность рассматривается как приоритетная жизненно важ­ная потребность человека. Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в образовательных учреждениях имеет две составляющие:

- первая, обеспечение условий безопасного пребывания детей в образовательном учре­ждении;

- вторая, подготовка самих детей к безопасной жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту пробле­му по праву относят к глобальным, для изучения которой необходима интеграция всех от­раслей человеческого знания, так как только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую.

Существует четыре подхода к обеспечению безопасности человека:

1. Ограждающий подход, при котором человек выступает в роли объекта безопасности; устранение безопасностей или перемещение человека в безопасную среду.

2. Образовательный подход, в рамках которого предполагается обучать человека предви­дению и распознаванию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях, формировать готовность к обеспечению безопасности. В этом подходе - человек - субъект безопасности.

3. Личностно-развивающий подход к обеспечению безопасности предполагает форми­рование личностных образований, позволяющих человеку быть устойчивым к негативным, в первую очередь, информационно-психологическим воздействиям. Человек выступает не только как субъект безопасности, но и как субъект жизни. Его безопасность обеспечивается его устойчивостью к негативным воздействиям. Как субъект жизни человек способен пре­вращать опасность в фактор собственного развития минимизирует количество опасностей, создаваемых для самого себя.

4. Созидательный подход к обеспечению безопасности исходит из того, что основной причиной возникающих опасностей является сам человек-субъект собственного развития, фак­тор прогресса человечества и эволюции мира. В этом подходе предполагается воспитание чело­века нравственного, реализующего себя в контексте единства с природой и человечеством.

Из четырех подходов - три - педагогические, направленные на формирование безопасной личности [2].

Отсутствие законченной теории психологии безопасной жизнедеятельности как в отече­ственных, так и в зарубежных исследованиях актуализирует дальнейшие научные поиски в сфере педагогики и психологии.

Как показал теоретический анализ проблемы, безопасность человека может рассматри­ваться, во-первых, с точки зрения состояния его жизнедеятельности (актуальная или ситуа­тивная безопасность), во-вторых, с точки зрения свойств личности, характеризующих ее возможности в обеспечении своей безопасности, и тех систем, которые она включена. Во втором случае безопасность соотносится с устойчивыми личностными структурами, что поз­воляет ввести понятие безопасной личности.

Подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде должна прохо­дить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. За­дача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, со­стоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями [3].

У детей потребность в безопасности проявляется наиболее наглядно. Это обусловлено та­кими особенностями дошкольников, как восприимчивость, доверчивость к взрослым, зави­симость от них, открытость в общении и любознательность, несформированность механиз­мов самосохранения, неумение анализировать обстановку, делать выводы, прогнозировать последствия действий.

Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внима­ния и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без близкого взрослого человека ребенок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблю­дается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение ана­лизировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, откры­тости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни [1].

В работе по ознакомлению детей с правилами безопасности используются такие формы, как наблюдение и анализ проблемных ситуаций, которые могли бы привести к неприятным послед­ствиям, дидактические игры, познавательные беседы, экскурсии, игры-беседы, занятия-практикумы на местности, игры-драматизации, игровое моделирование, игровые персонажи, иг­ровые оболочки бесед, досуговые мероприятия. Наиболее эффективной формой работы с детьми является практико-ориентированная деятельность - экспериментирование, проблемные ситуа­ции. Жизненные ситуации, доступные пониманию ребенка, позволяют донести до него важность выполнения правил безопасного поведения. Осознание причины и следствия поступка является регулятором детского поведения. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зави­симости от цели и условий любого образовательного учреждения [3].

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Основное направление многих про­грамм составляет развитие умственных способностей в процессе специфических дошколь­ных видов деятельности, а методические рекомендации по основам безопасности жизнедея­тельности дошкольников отсутствуют. Следует отметить, что имеется достаточное количе­ство методической литературы, разработок, конспектов занятий по данному вопросу, но ча­ще всего этот материал используется педагогами эпизодически, не в системе. Поэтому воз­никла необходимость в разработке системы педагогических условий, направленных на фор­мирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста, включающей поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей) с учетом принципов региональности и преемственности содержания материала по возрастным группам.

Список литературы

1. Гарнышева, Т. П. ОБЖ для дошкольников: Планирование работы, конспекты заня­тий, игры / Т. П. Гарнышева. - СПб. : Детство - Пресс, 2011. - 128 с.

2. Коджаспирова, Г. М. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспеут / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова - М. : Экон-Информ, 2009.

3. Полынова, В. К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного воз­раста. Планирование работы. Беседы. Игры / В. К. Полынова. - СПб. : Детство-пресс, 2012. -

240 с.

4. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного воз­раста / Т. Г. Хромцова. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 80 с.


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте