Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, ноябрь 2019г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

 ноябрь 2019 г.

Скачать инфописьмо 

Стартовало общественное обсуждение проектов изменений в

Федеральные государственные образовательные стандарты

начального общего и основного общего образования

в том числе и по предмету ОБЖ

 

До конца обсуждения (30 апреля) 

осталась НЕДЕЛЯ!!

 

предлагаем ВСЕМ, КОМУ НЕ БЕЗРАЗЛИЧНА ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ПО ОБЖ,  зарегистрироваться на сайте, почитать проект, сделать свои или поддержать предложения коллег

ПРОСЬБА - ПЕРЕСЛАТЬ ЭТУ ИНФОРМАЦИЮ КОЛЛЕГАМ!!!!!!!!!!!!!!

ОБЖ требования_к_результатам_освоения-ООО https://www.preobra.ru/improject-5711 .    проект скачать

Окружающий мир (вопросы безопасности) требования_к_результатам https://www.preobra.ru/improject-5716


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ «ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Опубликовано 14.11.2015

Завалишин А. В.,

Подготовка квалифицированных специалистов, которые будут востребованы на совре­менном рынке труда, является приоритетной задачей высшего, среднего и начального про­фессионального образования. Согласно ФГОС направления подготовки «Техносферная без­опасность» выпускник должен решать такие профессиональные задачи в своей деятельности, как обучение рабочих и служащих требованиям безопасности, участвовать в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуациях на предприятии. 

Завалишин А. В.,

Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск, Россия

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ «ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

 

Подготовка квалифицированных специалистов, которые будут востребованы на совре­менном рынке труда, является приоритетной задачей высшего, среднего и начального про­фессионального образования. Согласно ФГОС направления подготовки «Техносферная без­опасность» выпускник должен решать такие профессиональные задачи в своей деятельности, как обучение рабочих и служащих требованиям безопасности, участвовать в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуациях на предприятии. Таким образом, общество ждет от ВУЗа специали­ста, который в случае чрезвычайной ситуации сможет грамотно организовать работу по обеспечению безопасности персонала объекта и населения близлежащих населенных пунк­тов, квалифицировано осуществлять руководство аварийно-спасательными работами, а так­же сможет дать предварительный прогноз развития чрезвычайной ситуации.

Справиться со всеми этими задачами и подготовить специалиста такого уровня используя стандартные (лекционно-семинарские) способы проведения учебных занятий, на наш взгляд не­возможно. Необходимо создать соответствующую обстановку, в которой учащиеся смогут по­чувствовать ту напряженную атмосферу, которая царит в штабах по ликвидации чрезвычайных ситуаций, при которой необходимо в предельно сжатый срок добыть информацию, проанализи­ровать ее и выработать правильное решение, а так же увидеть к каким последствиям могут при­вести неверные решения и действия, когда нет слаженности в работе штаба или попросту имеет место быть некомпетентность членов штаба ликвидации чрезвычайной ситуации.

В рамках реализации основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Техносферная безопасность», при изучении определенных дисциплин, необ­ходимо включать в учебный процесс, такой вид проведения занятия, как деловая игры.

В рамках дисциплины «Защита в чрезвычайных ситуациях», после освоения теоретиче­ской блока, необходимого для успешного достижения поставленных целей, со студентами четвертого курса направления подготовки «Техносферная безопасность» была проведена де­ловая игра, имитирующая аварию на заводе по производству азотистых удобрений.

Цель игры заключалась в приобретении учащимися навыков управления аварийно-спасательным работами при ликвидации чрезвычайной ситуации. Во время деловой игры студенты должны были решить следующие задачи:

- принять меры по оповещению, защите и эвакуации персонала промышленного объекта;

- ограничить доступ в зону чрезвычайной ситуации;

- принять меры по недопущению распространения облака АХОВ за пределы завода;

- выстроить схемы снабжения всем необходимым аварийно-спасательные формирования, участвующие в ликвидации чрезвычайной ситуации;

- составить прогноз развития чрезвычайной ситуации с учетом метеорологических усло­вий и т.п.

Для решения поставленных задач из студентов были сформированы следующие рабочие группы:

- оперативная группа;

- группа реагирования или аварийно-спасательное формирование;

- служба безопасности объекта;

- отдел снабжения;

- отдел охраны труда.

Также часть студентов были назначены на такие позиции как руководитель объекта, он же являлся председателем объектовой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций и административные помощники.

На каждого человека или группу возлагались специфические задачи. Всего участие в игре приняло 14 студентов.

Обязанности ответственных лиц и рабочих групп заключались в следующем: Председатель КЧС - обеспечивает в целом руководство реагированием на чрезвычайную

ситуацию, определяет основную стратегию действий, координирует деятельность рабочих

групп;

Оперативный отдел - должен определить расчетным методом, основываясь на имеющихся данных, объемы утечки, направление движения облака, время и возможность выхода его за пределы объекта.

Группа реагирования - разрабатывает тактические действия, исходя имеющихся сил и средств, рассчитывает время, на которое хватит собственных ресурсов и через которое по­требуется привлечение резервов для проведения аварийно-спасательных работ;

Отдела снабжения - оценивает хранящиеся на заводе запасы аварийно-спасательного обо­рудования, нейтрализующих веществ, техники, изыскивают способы доставки в зону чрез­вычайной ситуации недостающих материалов, сил и средств, ведут учет человеко и моточа­сов, рассчитывают расход воды и топлива и т.п.

Службы безопасности - разрабатывает мероприятия по оповещению и эвакуации персо­нала объекта, ограничению доступа в зону чрезвычайной ситуации, поддержания порядка на территории объекта, принимает меры по недопущению паники;

Отдел охраны труда - оказание консультативной помощи председателю КЧС в вопросах со­хранения жизни и здоровья персонала, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации, обеспечение контроля за состоянием окружающей среды в зонах проведения работ и т.п.;

Административные помощники - роль административных помощников заключалась в ве­дении хронологи действий штаба, фиксация решений председателя КЧС, сбор и предостав­ление информации по поручению руководителя, а так же ведение оперативной карты собы­тия, куда заносилась вся оперативная информация, поступающая от руководителей групп.

Вводные данные деловой игры были следующие:

На заводе «N» по производству азотистых удобрений произошла разгерметизация емкости объемом 100м3 с сжиженным аммиаком, хранящимся изотермическим способом. В результате аварии образовалось первичное облако АХОВ, которое под воздействием юго-восточного ветра начало смещаться в сторону, рядом расположенного, населенного пункта. Учащимся были предоставлены информация о метеорологических условиях на момент аварии, данные о составе сил и средств объектового аварийно-спасательного формирования, данные о резервах и запасах материалов и техники на объекте и в близлежащем муниципальном образовании.

Студентам необходимо было составить развернутый план действий штаба, группы реагиро­вания, отобразить обстановку на оперативной карте (пути эвакуации персонала, расположение контрольно-пропускных пунктов охраны, пути подвоза материалов и техники, место разверты­вания аварийно-спасательного формирования, направление движения облака и т.д.).

Структуру занятия можно условно разделить на 4 блока: подготовительный этап, инструк­таж и распределение ролей, активная фаза и подведение итогов.

 

По времени занятие заняло 4 академических часа и в самом начале игры возникли некото­рые проблемы для решения которых потребовались корректирующие действия со стороны преподавателя.

Такими проблемами в частности оказались:

- неспособность руководителя объекта настроить и координировать работу штаба;

- отсутствие определения первоочередных задач реагирования;

- отсутствие субординации и т.п.

После дополнительного инструктажи, председатель КЧС более уверенно выдавал указа­ния подчиненным, производил через административного помощника сбор и анализ инфор­мации, составлял краткие отчеты для органов исполнительной власти, пресс-релизы и т.д. Остальные рабочие группы так же начали активно действовать. Вспоминая материал, прой­денный во время изучения дисциплины «Защита в чрезвычайных ситуациях», а так же при изучении других дисциплин основной образовательной программы, студенты произвели рас­четы по прогнозированию распространения облака АХОВ, согласно РД 52.04.253-90 «Мето­дика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте», разработали об­щую стратегию и тактику реагирования, правильно определили пути эвакуации и меры за­щиты персонала, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации.

На подведении итогов, кроме положительных моментов, были так же озвучены и серьёз­ные недостатки и ошибки, допущенные студентами при выполнении поставленных задач:

- несвоевременность подачи информации для всеобщего ознакомления, что приводило к принятию ошибочных решений другими рабочими группами. В частности, замечание отно­силось к оперативному отделу, который занимался прогнозированием развития чрезвычай­ной ситуации и вместо того, что бы выдавать приоритетные данные (скорость перемещения облака АХОВ, время выхода облака за пределы объекта, сектор распространения), руководи­телем отдела было принято решения просчитать все параметры, и только после этого предо­ставить информацию на общее обозрение. В результате этого решения, последовали оши­бочные действия других членов штаба, руководителя, который не сообщил своевременно ор­ганам исполнительной власти и администрации муниципального образования о выходе об­лака за пределы объекта, и руководителя службы безопасности, который расставил часть своих людей на пути распространения облака АХОВ;

- инженером по охране труда не были развернуты действия по контролю за состоянием воздушной среды и наличию в ней паров аммиака в вредных и опасных концентрациях, так что люди, находящиеся на КПП и попавшие в зону распространения АХОВ не могли свое­временно оценить опасность и принять соответствующие меры защиты;

- представители аварийно-спасательного формирования в начале занятия проявили пас­сивность, долго не предоставляли данные с места аварии, использовали технику за предела­ми ее возможностей (например, АСФ распыляли воду с пожарных автомобилей для создания водяной завесы на пути распространения облака в течении 20-25 минут, в то время как запас воды в среднем пожарном автомобиле предполагает работу в течении 5-10 минут). На по­добных занятиях аварийно-спасательные формирования должны играть роль двигателя, ко­торый задает темп работы штабу, постоянно запрашивая дополнительные силы и средства, поддержку, информацию или выдавая новые вводные, пусть даже не учтенные в первона­чальном плане занятия;

Несмотря на перечисленные замечания, преимущества проведения подобных деловых игр неоспоримы.

Во-первых, во время занятия студенты получают первый опыт работы в условиях сильно­го психологического давления, недостатка времени и информации.

Во-вторых, учащиеся во время учений осознают важность предварительного планирова­ния мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В-третьих, студенты учатся взаимодействовать между собой, сообща решать общие зада­чи, руководить и брать на себя ответственность за принятые решения.

В дальнейшем необходимо расширить перечень деловых игр, проработать их наполнение, определить, какая часть игры будет привязана к исходной информации, а какая будет предо­ставлена воображению и смекалке студентов.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» от 14 декабря 2009 г приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №723.

2. РД 52.04.253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействую­щими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте»

3. Абрамова, С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятель­ности: учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. - 244 с.

4. Бояров, Е. Н. Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика // Матери­алы IV Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / составители: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров, Л. И. Тимошенко. Южно-Сахалинск. Абрамова, С. В. - 2014.

5. Басенко В.Г. Безопасность жизнедеятельности. Защита в чрезвычайных ситуациях : учеб.

пособ. / В. Г. Басенко, В. И. Гуменюк, М. И. Танчук. СПб. : изд-во СПбГТУ, 2008. 259 с.


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте