Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ «ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Опубликовано 14.11.2015

Завалишин А. В.,

Подготовка квалифицированных специалистов, которые будут востребованы на совре­менном рынке труда, является приоритетной задачей высшего, среднего и начального про­фессионального образования. Согласно ФГОС направления подготовки «Техносферная без­опасность» выпускник должен решать такие профессиональные задачи в своей деятельности, как обучение рабочих и служащих требованиям безопасности, участвовать в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуациях на предприятии. 

Завалишин А. В.,

Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск, Россия

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ «ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

 

Подготовка квалифицированных специалистов, которые будут востребованы на совре­менном рынке труда, является приоритетной задачей высшего, среднего и начального про­фессионального образования. Согласно ФГОС направления подготовки «Техносферная без­опасность» выпускник должен решать такие профессиональные задачи в своей деятельности, как обучение рабочих и служащих требованиям безопасности, участвовать в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуациях на предприятии. Таким образом, общество ждет от ВУЗа специали­ста, который в случае чрезвычайной ситуации сможет грамотно организовать работу по обеспечению безопасности персонала объекта и населения близлежащих населенных пунк­тов, квалифицировано осуществлять руководство аварийно-спасательными работами, а так­же сможет дать предварительный прогноз развития чрезвычайной ситуации.

Справиться со всеми этими задачами и подготовить специалиста такого уровня используя стандартные (лекционно-семинарские) способы проведения учебных занятий, на наш взгляд не­возможно. Необходимо создать соответствующую обстановку, в которой учащиеся смогут по­чувствовать ту напряженную атмосферу, которая царит в штабах по ликвидации чрезвычайных ситуаций, при которой необходимо в предельно сжатый срок добыть информацию, проанализи­ровать ее и выработать правильное решение, а так же увидеть к каким последствиям могут при­вести неверные решения и действия, когда нет слаженности в работе штаба или попросту имеет место быть некомпетентность членов штаба ликвидации чрезвычайной ситуации.

В рамках реализации основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Техносферная безопасность», при изучении определенных дисциплин, необ­ходимо включать в учебный процесс, такой вид проведения занятия, как деловая игры.

В рамках дисциплины «Защита в чрезвычайных ситуациях», после освоения теоретиче­ской блока, необходимого для успешного достижения поставленных целей, со студентами четвертого курса направления подготовки «Техносферная безопасность» была проведена де­ловая игра, имитирующая аварию на заводе по производству азотистых удобрений.

Цель игры заключалась в приобретении учащимися навыков управления аварийно-спасательным работами при ликвидации чрезвычайной ситуации. Во время деловой игры студенты должны были решить следующие задачи:

- принять меры по оповещению, защите и эвакуации персонала промышленного объекта;

- ограничить доступ в зону чрезвычайной ситуации;

- принять меры по недопущению распространения облака АХОВ за пределы завода;

- выстроить схемы снабжения всем необходимым аварийно-спасательные формирования, участвующие в ликвидации чрезвычайной ситуации;

- составить прогноз развития чрезвычайной ситуации с учетом метеорологических усло­вий и т.п.

Для решения поставленных задач из студентов были сформированы следующие рабочие группы:

- оперативная группа;

- группа реагирования или аварийно-спасательное формирование;

- служба безопасности объекта;

- отдел снабжения;

- отдел охраны труда.

Также часть студентов были назначены на такие позиции как руководитель объекта, он же являлся председателем объектовой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычай­ных ситуаций и административные помощники.

На каждого человека или группу возлагались специфические задачи. Всего участие в игре приняло 14 студентов.

Обязанности ответственных лиц и рабочих групп заключались в следующем: Председатель КЧС - обеспечивает в целом руководство реагированием на чрезвычайную

ситуацию, определяет основную стратегию действий, координирует деятельность рабочих

групп;

Оперативный отдел - должен определить расчетным методом, основываясь на имеющихся данных, объемы утечки, направление движения облака, время и возможность выхода его за пределы объекта.

Группа реагирования - разрабатывает тактические действия, исходя имеющихся сил и средств, рассчитывает время, на которое хватит собственных ресурсов и через которое по­требуется привлечение резервов для проведения аварийно-спасательных работ;

Отдела снабжения - оценивает хранящиеся на заводе запасы аварийно-спасательного обо­рудования, нейтрализующих веществ, техники, изыскивают способы доставки в зону чрез­вычайной ситуации недостающих материалов, сил и средств, ведут учет человеко и моточа­сов, рассчитывают расход воды и топлива и т.п.

Службы безопасности - разрабатывает мероприятия по оповещению и эвакуации персо­нала объекта, ограничению доступа в зону чрезвычайной ситуации, поддержания порядка на территории объекта, принимает меры по недопущению паники;

Отдел охраны труда - оказание консультативной помощи председателю КЧС в вопросах со­хранения жизни и здоровья персонала, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации, обеспечение контроля за состоянием окружающей среды в зонах проведения работ и т.п.;

Административные помощники - роль административных помощников заключалась в ве­дении хронологи действий штаба, фиксация решений председателя КЧС, сбор и предостав­ление информации по поручению руководителя, а так же ведение оперативной карты собы­тия, куда заносилась вся оперативная информация, поступающая от руководителей групп.

Вводные данные деловой игры были следующие:

На заводе «N» по производству азотистых удобрений произошла разгерметизация емкости объемом 100м3 с сжиженным аммиаком, хранящимся изотермическим способом. В результате аварии образовалось первичное облако АХОВ, которое под воздействием юго-восточного ветра начало смещаться в сторону, рядом расположенного, населенного пункта. Учащимся были предоставлены информация о метеорологических условиях на момент аварии, данные о составе сил и средств объектового аварийно-спасательного формирования, данные о резервах и запасах материалов и техники на объекте и в близлежащем муниципальном образовании.

Студентам необходимо было составить развернутый план действий штаба, группы реагиро­вания, отобразить обстановку на оперативной карте (пути эвакуации персонала, расположение контрольно-пропускных пунктов охраны, пути подвоза материалов и техники, место разверты­вания аварийно-спасательного формирования, направление движения облака и т.д.).

Структуру занятия можно условно разделить на 4 блока: подготовительный этап, инструк­таж и распределение ролей, активная фаза и подведение итогов.

 

По времени занятие заняло 4 академических часа и в самом начале игры возникли некото­рые проблемы для решения которых потребовались корректирующие действия со стороны преподавателя.

Такими проблемами в частности оказались:

- неспособность руководителя объекта настроить и координировать работу штаба;

- отсутствие определения первоочередных задач реагирования;

- отсутствие субординации и т.п.

После дополнительного инструктажи, председатель КЧС более уверенно выдавал указа­ния подчиненным, производил через административного помощника сбор и анализ инфор­мации, составлял краткие отчеты для органов исполнительной власти, пресс-релизы и т.д. Остальные рабочие группы так же начали активно действовать. Вспоминая материал, прой­денный во время изучения дисциплины «Защита в чрезвычайных ситуациях», а так же при изучении других дисциплин основной образовательной программы, студенты произвели рас­четы по прогнозированию распространения облака АХОВ, согласно РД 52.04.253-90 «Мето­дика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте», разработали об­щую стратегию и тактику реагирования, правильно определили пути эвакуации и меры за­щиты персонала, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации.

На подведении итогов, кроме положительных моментов, были так же озвучены и серьёз­ные недостатки и ошибки, допущенные студентами при выполнении поставленных задач:

- несвоевременность подачи информации для всеобщего ознакомления, что приводило к принятию ошибочных решений другими рабочими группами. В частности, замечание отно­силось к оперативному отделу, который занимался прогнозированием развития чрезвычай­ной ситуации и вместо того, что бы выдавать приоритетные данные (скорость перемещения облака АХОВ, время выхода облака за пределы объекта, сектор распространения), руководи­телем отдела было принято решения просчитать все параметры, и только после этого предо­ставить информацию на общее обозрение. В результате этого решения, последовали оши­бочные действия других членов штаба, руководителя, который не сообщил своевременно ор­ганам исполнительной власти и администрации муниципального образования о выходе об­лака за пределы объекта, и руководителя службы безопасности, который расставил часть своих людей на пути распространения облака АХОВ;

- инженером по охране труда не были развернуты действия по контролю за состоянием воздушной среды и наличию в ней паров аммиака в вредных и опасных концентрациях, так что люди, находящиеся на КПП и попавшие в зону распространения АХОВ не могли свое­временно оценить опасность и принять соответствующие меры защиты;

- представители аварийно-спасательного формирования в начале занятия проявили пас­сивность, долго не предоставляли данные с места аварии, использовали технику за предела­ми ее возможностей (например, АСФ распыляли воду с пожарных автомобилей для создания водяной завесы на пути распространения облака в течении 20-25 минут, в то время как запас воды в среднем пожарном автомобиле предполагает работу в течении 5-10 минут). На по­добных занятиях аварийно-спасательные формирования должны играть роль двигателя, ко­торый задает темп работы штабу, постоянно запрашивая дополнительные силы и средства, поддержку, информацию или выдавая новые вводные, пусть даже не учтенные в первона­чальном плане занятия;

Несмотря на перечисленные замечания, преимущества проведения подобных деловых игр неоспоримы.

Во-первых, во время занятия студенты получают первый опыт работы в условиях сильно­го психологического давления, недостатка времени и информации.

Во-вторых, учащиеся во время учений осознают важность предварительного планирова­ния мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В-третьих, студенты учатся взаимодействовать между собой, сообща решать общие зада­чи, руководить и брать на себя ответственность за принятые решения.

В дальнейшем необходимо расширить перечень деловых игр, проработать их наполнение, определить, какая часть игры будет привязана к исходной информации, а какая будет предо­ставлена воображению и смекалке студентов.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» от 14 декабря 2009 г приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №723.

2. РД 52.04.253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействую­щими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте»

3. Абрамова, С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятель­ности: учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. - 244 с.

4. Бояров, Е. Н. Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика // Матери­алы IV Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / составители: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров, Л. И. Тимошенко. Южно-Сахалинск. Абрамова, С. В. - 2014.

5. Басенко В.Г. Безопасность жизнедеятельности. Защита в чрезвычайных ситуациях : учеб.

пособ. / В. Г. Басенко, В. И. Гуменюк, М. И. Танчук. СПб. : изд-во СПбГТУ, 2008. 259 с.


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте