Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАДЫ ПО БЖ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Опубликовано 12.11.2015

Гинко В. И.,

Рассказывается об организации студенческой олимпиады по безопасности жизнедея­тельности в Шуйском филиале ФГБОУ ВПО «Ивановский Государственный университет», описывается использование информационных технологий в подготовке и проведении кон­курсов, отмечается важная роль студенческой олимпиады и применения новых информаци­онных технологий в повышении мотивации освоения студентами знаний и умений по без­опасности жизнедеятельности.

Гинко В. И.,

Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский Государственный университет»,

г. Шуя, Россия

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАДЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Аннотация

Рассказывается об организации студенческой олимпиады по безопасности жизнедея­тельности в Шуйском филиале ФГБОУ ВПО «Ивановский Государственный университет», описывается использование информационных технологий в подготовке и проведении кон­курсов, отмечается важная роль студенческой олимпиады и применения новых информаци­онных технологий в повышении мотивации освоения студентами знаний и умений по без­опасности жизнедеятельности.

С момента основания в 2005 году кафедры безопасности жизнедеятельности, общетехни­ческих дисциплин и методики обучения в ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагоги­ческий университет» среди всех факультетов вуза ежегодно проводится командная олимпиа­да по безопасности жизнедеятельности [1, 2]. За девять лет в проведении этого важного ме­роприятия сложились свои традиции и высокий уровень организации. Однако, коллектив нашей кафедры каждый год старается сделать олимпиаду не проходным мероприятием, а не­забываемым для участников и гостей событием.

Одна из олимпиад проходила по особой теме: «Пожарная безопасность образовательного учреждения». Олимпиада состояла из разных конкурсов, викторин, заданий, многие из кото­рых проходили с поддержкой новых информационных технологий.

Программа олимпиады содержала как творческие конкурсы, так и задания на знания и умения в области обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения.

Перечислим этапы олимпиады.

1. Визитная карточка (домашнее задание).

Участвует вся команда. Факультетские команды в течение 3-5 минут должны представить себя: название команды, девиз, речевку, командную песню, эмблему (в соответствии с темой олимпиады). Эмблема должна быть у каждого участника и представлена в жюри на листе формата А-4.

Критерии оценки (максимально - 6 баллов):

- оригинальность - 1 балл;

- соответствие содержания выступления тематике - 2 балла;

- артистичность участников - 1 балл;

- массовость - 1 балл;

- соблюдение регламента - 1 балл.

2. Конкурс презентаций «Обеспечение пожарной безопасности образовательного учре­ждения» (домашнее задание).

Участникам необходимо подготовить презентацию, отражающую проблемы обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения и пути их решения. Презентация мо­жет состоять из 8-10 слайдов и может содержать рисунки, графики, таблицы, фотографии, видео и т.п. (презентация выполняется с помощью программы MS PowerPoint).

Критерии оценки (максимально - 10 баллов):

- наглядность презентации - 2 балла;

- структурированность работы - 3 балла;

- актуальность проблемы - 2 балла;

- раскрытие проблемы - 3 балла.

3. Тестирование по разделу «Пожарная безопасность» курса «Безопасность жизнедея­тельности».

Тестирование проводится с целью выявления знаний участников олимпиады по разделу «Пожарная безопасность» курса «Безопасность жизнедеятельности».

Участвуют два человека от команды. Участникам конкурса предлагается тест, содержа­щий в себе 30 вопросов. Оценка за каждый правильный ответ составляет 1 балл. Для подго­товки ответов на вопросы теста отводится 30 мин. Максимальное количество баллов, кото­рое может получить студент - 30.

4. Викторина ситуационных задач «Ваши действия при пожаре».

В конкурсе участвуют четыре человека от команды. Для решения предлагаются ситуаци­онные задачи на тему « Ваши действия при пожаре », на которые они сразу должны дать от­вет. За каждый правильный ответ участники получают 3 балла.

5. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

Участвует вся команда. В ходе конкурса осуществляется проверка знаний по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему, а также совершенствованию умений и навыков проведения реанимационных мероприятий. Конкурс включает в себя два этапа.

1) . Наложение бинтовых повязок.

Каждой команде предлагается наложить один из следующих видов повязок:

1. «Черепашья» повязка на локтевой сустав;

2. «Крестообразная» или «Восьмиобразная» на лучезапястный сустав;

3. «Варежка» - на кисть. Критерии оценки (максимально 5 баллов):

- повязка не спадает, закрывая всю поверхность - 5 баллов. Баллы снижаются:

- повязка стягивает конечность (посинение, отечность) - 2 балла;

- повязка наложена не равномерно (каждый последующий тур не закрывает предыдущий на половину) - 2 балла.

2) . Реанимация.

Цель конкурса: совершенствовать умения и навыки проведения реанимационных меро­приятий.

Описание конкурса: представителям каждой команды (2 человека) предлагается выпол­нить реанимационные мероприятия в течении 1 минуты (непрямой массаж сердца и искус­ственную вентиляцию воздуха) на тренажере «Максим - III - 01».

Критерии оценки конкурса:

- правильность положения головы и достаточность поступления воздуха в лег­кие - 2 балла;

- правильность проведения непрямого массажа сердца (положение рук, глуби­на и - частота продавливания грудной клетки - 3 балла;

- общая оценка эффективности реанимации в течении 1 минуты, пострадавший «оживает» - 5 баллов.

Победителями конкурса являются команды набравшие в сумме наибольшее количество баллов.

6. Конкурс видеороликов «Эвакуация при пожаре» (домашнее задание).

Участникам необходимо подготовить видеоролик, отражающий проблемы эвакуации при пожаре. Видеоролик может быть продолжительностью 4-5 минут (видеоролик выполняется с помощью программы видеомонтажа).

Критерии оценки (максимально - 10 баллов):

- актуальность проблемы - 2 балла;

- структурированность работы - 3 балла;

- информативность работы - 2 балла;

- раскрытие проблемы - 3 балла.

 

7. Конкурс «Действия при обнаружении и тушении пожара».

Участнику необходимо продемонстрировать действия при возгорании электроприбора в помещении. При этом необходимо определить вид первичного средства пожаротушения и применить его для ликвидации условного загорания.

Критерии оценки (максимально - 8 баллов):

- правильное использование имеющихся материалов - 3 балла;

- правильно выбран тип огнетушителя - 3 балла;

- правильно применен нужный тип огнетушителя - 2 балла.

8. Конкурс на скорость завязывания специальных узлов на пожарных веревках.

Узлы подразделяются на 3 группы: узлы для самостраховки (узлы обвязки, узлы схваты­вающие, проводника булинь и т.д.); основные (применяются для связывания веревок); спе­циальные (вспомогательные).

Оценивается умение вязать узлы (грейпвайн, восьмёрка, проводник, булинь, схватываю­щий, стремя, прямой, двойной проводник, брамшкотовый). Участвует команда в полном со­ставе. Каждый участник вяжет по жребию один узел. Финиш этапа производится по оконча­нии вязки узлов каждым членом команды, по команде капитана команды, по окончании кон­трольного времени - 2 минуты.

Критерии оценки (максимально - 2 балла):

- выполнен рисунок узла - 1 балл;

- узел завязан - 1 балл. Баллы снижаются:

- нет рисунка узла - 1 балл;

- не завязан узел - 1 балл.

9. Пожарная эстафета.

В этом виде соревнований участвуют все члены команды. Эстафета состоит из двух эта­пов. Во время эстафеты предполагается использование командами: пожарного ствола, по­жарных рукавов (спортивный вариант), разветвления для присоединения пожарных рукавов, комплекта боевой одежды пожарного (спортивный вариант: только боевка, каска, краги, по­яс). Соревнование включает в себя преодоление полосы. Предполагается одевание боевой одежды, раскатывание пожарных рукавов, присоединение ствола к пожарному рукаву. Время выполнения всей эстафеты 3 минуты.

Критерии оценки (максимально - 9 баллов):

- правильность выполнения задания: для 1 этапа - 3 балла;

- правильность выполнения задания: для 2 этапа - 3 балла;

- правильность выполнения задания: для 3 этапа - 3 балла. Баллы снижаются:

- превышено контрольное время для эстафеты - 3 балла.

На подготовительном этапе и во время проведения олимпиады студентами и преподавате­лями использовались различные программные и технические средства (см. табл. 1).

Таблица 1

№ п/п

Этапы организации олимпиады

Исполнители

Программное и техническое оснащение

1.

Подготовка презентаций

студенты

MS PowerPoint, ПК, цифровой фотоаппарат

2.

Демонстрация презентаций

студенты

Мультимедийный проектор, ноутбук

3.

Подготовка тестовых во­просов

преподаватели

MS Word, ПК

4.

Проведение тестирования

преподаватели

Конструктор тестов 2.5 Keepsoft, компьютерный класс

5.

Подготовка ситуационных задач

преподаватели

MS Word, ПК

6.

Реанимация

студенты

Тренажер «Максим - III - 01»

7.

Подготовка видеороликов

студенты

Видеокамера, цифровой фотоаппарат, программы видеомонтажа, ПК

8.

Демонстрация видеоролика

студенты

Мультимедийный проектор, ноутбук

Каждый год в олимпиаде принимают участие команды со всех факультетов нашего вуза, а иногда и из других вузов. Организация подобных мероприятий способствует повышению культуры безопасности студентов, актуализации знаний по безопасности жизнедеятельности и интереса к предмету на всех образовательных направлениях. Наиболее часто первое место в олимпиаде занимает команда технологического факультета, где обучаются студенты по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»). Но команды с других факультетов составляют им достойную конкуренцию, навязывают борьбу, особенно в творческих конкурсах. Участ­ники, показавшие высокие результаты вузовской олимпиады, принимают участие в Иванов­ской областной открытой студенческой олимпиаде по безопасности жизнедеятельности. Ор­ганизация областной олимпиады предусматривает несколько этапов, на которых также при­меняются информационные технологии [3].

Несомненно, повышенный интерес и активное участие в олимпиаде по безопасности жиз­недеятельности обусловлены актуальностью проблем безопасности в образовательном соци­уме. Также студентов привлекает и использование новых информационных технологий на всех этапах организации и проведения нашей олимпиады.

Список литературы

1. А. Михайлов, В. Гинко, П. Кисляков, О. Исакова, В. Ботыгин Безопасность в нашей жизни // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006 г. - № 7. - С. 41-48.

2. А. А. Михайлов, В. И. Гинко, П. А. Кисляков Региональная олимпиада по ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2008 г. - № 10. - С. 33-37.

3. Олимпиада по безопасности жизнедеятельности [Режим доступа: do.transform.ru].


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте