Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогика безопасности: наука и образование:

Всероссийская научная конференция с международным участием, Екатеринбург, 17 ноября 2017г.

скачать инфописьмо


Всероссийская студенческая конференция 

«Грани педагогики безопасности»

24 ноября 2017 г.

Скачать инфописьмо 

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Опубликовано 14.11.2015

Иванов И. М.,

В статье рассмотрены особенности формирования у учащихся патриотических качеств на основе православных и семейных традиций Российского казачества.

Иванов И. М.,

Уральский государственный педагогический университет,

г. Екатеринбург, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА

 

Идея патриотизма во все времена занимала особое место в духовной жизни нашего общества. Содержание и идейная направленность патриотизма определяются духовной и нравственной атмосферой общества, его историческими корнями. Роль патриотизма особен­но возрастает на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития страны сопровождаются различными катаклизмами (войны, нашествие, социальные конфликты, ре­волюционные потрясения и др.).

Забота о патриотическом воспитании молодежи приобретает для нашего государства судьбоносное значение. Возрождение патриотизма - шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших компонентов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности. Фундаментом патриотизма, безуслов­но, являются ценности, сформированные у подрастающего поколения в семье и школе. Сле­дует отметить положительный факт, что ФГОС второго поколения выделяется ярко выра­женной воспитательной направленностью. Воспитательная направленность нового ФГОС касается также и курса ОБЖ [1]. Полагаем, что предлагаемый материал об особенностях формирования патриотических качеств на основе православных и семейных традиций Рос­сийского казачества найдет свое достойное место на уроках ОБЖ при изучении раздела «Ос­новы военной службы».

В условиях растущего национального самосознания наблюдается живой интерес к этно-национальной культуре, составной частью которой является конкретная субкультура россий­ской культуры - культура казачества. В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и с возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с расселением казаков. Исторически казачество выполняло функцию защиты Отечества, эта функция с раннего возраста закладывалась в процессе воспитания будущих казаков Служе­ние Отечеству, стабилизация социальной обстановки.

В Концепции государственной политики по отношению к казачеству, одобренной Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 года № 355 отмечено: «Возрождение традиционной для России государственной службы казачества является од­ним из элементов становления новой российской государственности, укрепления ее безопас­ности». Культура, традиции, обычаи казачества складывались под воздействием государ­ственной службы и особого уклада жизни, поэтому без восстановления традиционного госу­дарственного статуса казачества невозможно возрождение казачества в целом. Воспитание подрастающего поколения является приоритетным в казачьей среде, так как оно имеет глу­бокие исторические корни и традиции.

В новых условиях возрастает роль семьи, школы и казачьей общины в совершенствовании системы воспитания подрастающего поколения на традициях казачества. Этот огромный воспи­тательный потенциал, недостаточно реализованный в системе воспитания подрастающего поко­ления. Эффективность патриотического воспитания граждан зависит от того, насколько отрабо­таны его содержание, формы и методы в различных государственных и общественных казачьих структурах, в том числе и в духовно-нравственной составляющей части.

Судьба казачества - это трудные, но славные страницы истории России. Являясь погра­ничным оплотом российского государства, казачество одновременно создавало самобытную культуру, которая будучи частью российской, проявлялась в образе жизни казаков, одежде, языке, фольклоре и боевом искусстве. Современное казачество, опираясь на традиции, дела и заветы своих предков с гордостью, имея на это полное право, говорят о себе так: «В Казаче­стве общее всегда было выше личного. Казаки всегда служили родной земле - Святой Руси, своему Народу и своему Государству» [4].

Традиции Российского казачества следует рассматривать как уникальное историческое явление, которое не только сохранилось в казачьей среде, но и реально находит своё приме­нение. В данной статье рассмотрены лишь православные традиции, как ключевые для каза­чьей культуры.

Основой казачьего мировоззрения, жизненной философии, даже если это и «философия войны», было Православие. Но Православие не в абсолютно каноническом смысле, а в непо­средственном, личном взаимоотношении человеческой души и Создателя, причем с приме­сью языческого мировосприятия, связанного с Высшими силами природы исходящими от воды и степи. Веру рассматривали, как совершенное духовное состояние, стоящее выше со­знания, ни с чем, не сравнивая, только говоря: «Либо вера есть, либо ее нет!». В час смер­тельной опасности понимание того, что жизнь дана Богом, и только Бог может ее забрать, делает казака, творившего горячую молитву своему Святому-покровителю, не только ис­кренне верующим, но и бесстрашным. Верная поговорка: «В бою атеистов не бывает» [5].

Традиции российского казачества

 

Рис. 1. Структура традиций Российского казачества

Православие воспитывает в казаках небрежение к земным благам, устремляет на поиск подлинных духовных ценностей, на жертвенное служение народу христианскому. Все запо­веди казачества созданы и адаптированы от 10 заповедей Божьих и взяты со Священного пи­сания [2; 3]:

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни. Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори сам себя. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй и не держи зла в сердце своем. Не будь гордецом; и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай с высока, посмотри сначала на себя. Будь доброжелателен, но не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли сам принять крайнее решение.

2. Казаки все равны в правах. Казаки равны как в правах, так и в ответственности за содеянное, независимо от общественного положения, образования и прошлых заслуг. Решение, принятое на Соборе, - закон для всех. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Любой казак может быть избран на любую должность. Для сохранения единства Казачества казак не должен состоять в политических партиях.

3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе. Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду. Пусть не прельщают тебя ни корысть, ни стяжательство, ни бесчестные доходы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Не увлекайся спиртным, табак тоже не на пользу ни тебе, ни окружающим. Избегай сквернословия. Будь примером в жизни своей, защити обиженного, помоги страждущему, накорми голодного, не дай упасть слабому духом и телом.

4. Служи преданно своему народу, а не вождям. Казачество свое главное предназначение видит в служении народу и России ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы. Казак за это готов пролить кровь свою, но «не сотвори себе кумира и подобия его!».

5. Держи слово, слово казака дорого. Казак! Помни, что каждое твое слово - это слово твоего народа, слово Казачества. Выпустишь слово - не поймаешь. Говори, да не проговаривайся, ибо спроста сказанное неспроста слушано. Стойкость чести в слове.

6. Чти старших, уважай старость. Помни! Без одобрения стариков ни одно важное решение Атамана не может быть исполнено. Власть же стариков - не от силы, а от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову бывалых и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай Отцом своим, а престарелую казачку - Матерью

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа. Если сомнение коснулось твоей души, и ты не знаешь, как поступить, - поступай по обычаю своего народа и Вере предков. Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все Казачество.

8. Погибай, а товарища выручай! Так было всегда у казаков. Взаимная выручка - основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?..

9. Будь трудолюбив, не бездействуй. Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке, но не протягивай руку с криком «Дай! ». Живи своим трудом. Презирай праздность. Любое дело должно «гореть» в твоих руках.

10. Береги свою семью, служи ей примером! Семья - святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья - основа казачьего общества. Глава семьи -отец, с него спрос за все. Отец! Добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми и отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными Отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца.

Традиции Российского казачества также выступают и как основа методов воспитания, направленных на формирование и становление личности будущего защитника Отечества. Военная организация, с одной стороны, и демократическое устройство казачьего общества, с другой стороны, предопределяли использование таких традиционных для казаков методов воспитательного воздействия на детей, как беседа, разъяснение, убеждение, приучение, поощрение, наказание, одобрение, личный пример, показ, упражнения, осуждение и т. д.

Особое значение в военно-патриотическом воспитании Российского казачества отводилось ее символике, которая широко используется как в кадетском казачьем движении, так и в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Основа патритических качеств подростков формируется благодаря целой совокупности казачьих традиций, пропитанных духом патриотизма, гармонично соединяющие их сущности в сознании подростков. Они закладываются в семье, станице и повседневно реализуются в процессе ответственного выполнения планомерно растущих обязанностей. Семейные и станичные традиции взращивают любовь к семье, родному дому, станице, местной природе, землякам, товарищам, к казачеству и России. Традиции патриархального уклада семейной жизни, ответственного единоначалия атамана, традиции народовластия станичного самоуправления, посвящения в казаки, принятия подростками присяги казачьим учебным заведениям и сообществам, военно-спортивные традиции, станичные проводы казаков на службу, а также их встреча и др. - формируют у подростков представления об основах гражданственности.

Обобщенный опыт осуществления старых казачьих традиций в новых исторических усло­виях показывает их положительное влияние не только на станичную молодежь, но и на несо­вершеннолетних жителей других поселений. Это происходит и в рамках поведенческого компонента жизнедеятельности, выражаемом дисциплинированностью, инициативностью, самостоятельностью, здоровым образом жизни, активностью самосовершенствовании и про­явлении социально-значимой деятельности в соответствии со сложившимися традициями нормами и правилами казачьей общины.

Список литературы

1. Гафнер, В. В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения // В. В. Гафнер. - Вестник НЦБЖД. 2013. №4 (18), с. 32-38.

2. Казачьи заповеди: [Электронный ресурс]. URL: http://ataman-ovko.ru/historical/cossack_commandments/ (дата обращения: 23.10.2014).

3. Николаенко, И. Н. Культурные традиции казачества в поликультурном пространстве : дис. канд. философ, наук : 09.00.13. Ставрополь, 2007. 168 с.

4. Реализация казачьего кадетского компонента в образовательных учреждениях: Сборник материалов межрегиональных педагогических чтений, Кадетское образование / авт.сост. Е. Г. Найдёнова. Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО», 2013. 79 с.

5. Формирование духовно-нравственной культуры и гражданского становления личности на основе казачьего этнокомпонента: Материалы казачьей секции XIX Международных Рождественских образовательных чтений. М. : Графа, 2011. 136 с.


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.

 Московский педагогический государственный университет 

объявляет набор на дополнительную программу переподготовки

Военно-спортивные технологии в обучении граждан основам обороны и безопасности

(432 часа) по направлению “Педагогическое образование”. Читать подробнее 

сайт ОБЖ.рфсайт ОБЖ.рф

ОБЖ.РФ   

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте